Смогу ли я стать агентом иностранного юридического лица

Учредителями ООО в РФ могут быть как российские, так и иностранные граждане и организации. Но для нерезидентов России есть ограничения по видам деятельности, и пакет регистрационных документов больше. Размер госпошлины, срок регистрации и процедура подачи документов одинаковы.

Иностранные граждане и организации могут быть учредителями российского ООО. Однако есть ряд ограничений для компаний с иностранным капиталом. Это касается, например, видов деятельности и применения УСН.

Также существуют некоторые особенности при найме в качестве руководителя гражданина иностранного государства. Такому управленцу обязательно нужно иметь разрешение на работу в РФ и законную регистрацию.

В остальном процесс регистрации ООО с иностранными инвестициями ничем не отличается: госпошлина 4000 рублей, срок регистрации 3 дня. Только иностранному учредителю понадобится немного больше документов, например, нотариальный перевод паспорта.

1. Требования и ограничения для иностранцев-учредителей ООО

Для иностранцев, желающих стать учредителями российского ООО, есть ряд требований и ограничений.

Особые требования к учредителям

  • Зарубежная организация с единственным учредителем не может создать российское ООО с одним участником. Нужен еще как минимум один собственник.
  • При создании страховой компании доля иностранных инвестиций не должна превышать 50%.
  • Если доля иностранной организации в уставном капитале ООО более 49%, льготы для малого бизнеса не действуют.
  • Учредители-нерезиденты РФ должны иметь в банке два счета: валютный и рублевой, на который будут перечисляться конвертируемые перечисления, например, дивиденды.
  • Уставный капитал ООО с иностранными инвестициями должен измеряться в рублях.

Ограничения по видам деятельности

Компаниям с иностранным участием нельзя заниматься крупной издательской и телекоммуникационной деятельностью, работать в сфере обороны, а также изучения и добычи природных ископаемых. Существуют ограничения на деятельность с радиоактивными отходами и некоторыми направлениями страхования.

ООО с зарубежными учредителями запрещено покупать или арендовать портовые, приграничные земли и нельзя покупать сельскохозяйственные земли. Разрешена только аренда сельскохозяйственных земель, но при условии, что иностранные инвестиции составляют большую часть уставного взноса.

Налоговые особенности

Если доля зарубежного организации-учредителя в уставном капитале российского общества больше 25%, ООО не имеет право применять УСН. При этом размер доли иностранных учредителей физ. лиц никак не влияет на применение УСН.

Кроме этого налоговый кодекс предусматривает повышенную ставку налога на доходы от дивидендов, которые выплачиваются иностранным учредителям — 15%, тогда как для россиян 13%.

2. Документы для регистрации ООО с иностранцем-учредителем

Все регистрационные документы заполняются на русском языке и на основании нотариальных переводов, а не по оригиналам иностранных документов.

Общий список документов:

  • Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001,
  • Решение единственного учредителя или протокол общего собрания участников,
  • Устав общества с ограниченной ответственностью,
  • Договор об учреждении ООО, если два и более учредителя,
  • Копии паспортов учредителей (-ля),
  • Квитанция об оплате госпошлины 4000 рублей нужна, если документы подаете сразу в налоговую, отправляете по почте или курьером (последний вариант доступен в Москве),
  • Документы на юридический адрес: гарантийное письмо или согласие собственников жилого помещения на предоставление юридического адреса с приложением копии правоустанавливающего документа. Эти документы не входит в базовый пакет, но почти всегда запрашиваются инспекцией,
  • Уведомление о переходе на другой режим налогообложения (УСН или ЕСХН).

Подробнее: Открыть ООО: пошаговая инструкция Смогу ли я стать агентом иностранного юридического лица

Подготовьте документы для регистрации ООО бесплатно и без ошибок

Не нужно искать бланки и инструкции по заполнению. Просто внесите свои сведения в форму на нашем сайте — остальное сервис сделает автоматически. Это бесплатно и займет не более 15 минут.

При создании ООО с участием иностранного капитала, требуются еще дополнительные документы. Все документы иностранных учредителей должны быть предоставлены в оригиналах и нотариально заверенных копиях. Для граждан и организаций зарубежных государств, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 г., требуется также легализация документов, т.е. проставление апостиля.

Для жителей и организаций государств, у которых с Россией подписан договор о взаимном признании официальных документов, достаточно только нотариального перевода. Это касается большинства стран бывшего СНГ, а также Латвии, Литвы, Албании, Болгарии, Греции, Испании, т.д., всего более 25 государств.

Переводить документы на русский язык и удостоверять следует только у аккредитованного в России нотариуса, иначе ФНС их не примет.

  • Удостоверение личности в стране гражданства,
  • Свидетельство о рождении, если в удостоверении личности нет данных о месте и дате рождения,
  • Документ, подтверждающий постоянное проживание за пределами России.
  • Выписка из торгового реестра или реестра юридических лиц в стране регистрации организации,
  • Свидетельство о регистрации юридического лица, выступающего учредителем,
  • Документ о присвоении ИНН и КПП,
  • Учредительные документы,
  • Выписка из банка о наличии счета,
  • Доверенность, если регистрацией на территории РФ занимается не руководитель компании.

Иногда названия документов, которые нужны в российскую налоговую, не совпадают с теми, что есть у иностранной компании. Тогда нужно прикладывать аналоги или близкие по содержанию.

3. Ограничения для иностранцев-руководителей ООО

Иностранный гражданин может возглавить российскую компанию, но только при соблюдении таких условий:

  • Есть разрешение или вид на жительство в России,
  • Получено разрешение на работу в РФ или приобретен патент.

Если документы на жительство и трудоустройство в РФ подаются параллельно с регистрацией фирмы, надо предоставить в налоговую копии заявлений в миграционные ведомства.

Кроме этого, потребуется проект трудового контракта с будущим директором. После регистрации ООО следует получить разрешение на привлечение к работе иностранцев и после этого подписать договор с руководителем.

Смогу ли я стать агентом иностранного юридического лица

Подготовьте документы для регистрации ООО автоматически

Внесите свои данные в форму, далее программа сформирует все регистрационные документы с учетом требований налоговой. Это бесплатно. Готовые документы можно скачать и распечатать.

Удаленная работа из РФ на иностранную компанию

Смогу ли я стать агентом иностранного юридического лица

Возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на иностранную компанию компанию, мы рассмотрим на примере одной из страны ЕС — Германии. 

И европейское и российское законодательство предоставляет свободу в выборе форм договора, которым будут закреплены взаимоотношения сторон. оформление взаимоотношений сторон обычно оформляется трудовым или гражданско-правовым договором.

Российское законодательство допускает трудоустройство россиян в иностранные компании, не имеющие на территории РФ подразделений.

Стороны трудового договора с иностранным элементом свободны в выборе права, в рамках которого будут регулироваться трудовые правоотношения сторон. Имеет смысл в самом договоре максимально детально описать права и обязанности сторон и применимое право.

В случае отсутствия соглашения о применимом праве, обычно применяется принцип lex loci laboris –закон места работы, то есть в нашем случае это российское трудовое право.

Глава 49.1 Трудового кодекса РФ регулирует особенности труда дистанционных работников и распространяет на них все предусмотренные российским трудовым законодательством права. Ст. 312.

3 ТК РФ дает работнику право получать от работодателя компенсацию за использование работником технических и программных средств и иных расходов, что является важным при определении дохода, подлежащего налогообложению.

Немецкое трудовое и миграционное право не обязывает компанию, заключающую трудовой договор с работником, работающим дистанционно в стране вне ЕС, получать разрешение на привлечение иностранного специалиста (Abschnitt 8 AufenthG).

Трудовой договор с дистанционным работником не обязывает иностранную компанию вставать в России на налоговый учет, так как стационарное рабочее место, предусмотренное ст. 11 Налогового кодекса РФ не создается.

Иностранная компания в таком случае не является налоговым агентом по НДФЛ (п. 2 ст 226 НК РФ).

Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды медицинского, пенсионного и социального страхования иностранным работодателем по действующему законодательству не осуществляется.

Российский сотрудник будет вынужден самостоятельно подавать декларацию по НДФЛ и уплачивать налог в размере 13% от полученного дохода.

При работе с иностранным заказчиком на основании гражданско-правовых договоров (оказание услуг, выполнение работ) существенным является вопрос о правовом статус российского исполнителя.

В случае выполнения работ без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возникает риск признания деятельности предпринимательской c привлечением к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Важным признаком предпринимательской деятельности, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой считается систематичность.

Таким образом, если вы планируете оказывать услуги длительное время, регулярно получая платежи от клиентов, эта деятельность будет сопровождаться ведением вами специального учета, то для того, чтобы избежать проблем с налоговыми правоохранительными органами, мы рекомендуем зарегистрировать свою деятельность в одной из предусмотренных законом форм. Подробней о случаях привлечения к налоговой ответственности в связи с признанием деятельности граждан предпринимательской можно прочитать например здесь.

Гражданин, оказывающий иностранным клиентам услуги по гражданско-правовым договорам обязан декларировать полученный доход и уплачивать с него НДФЛ по ставке 13 процентов. Налогообложению подлежит вся выручка, уменьшенная на суммы документально подтвержденных расходов в порядке ст. 221 НК РФ.

В случаях, когда деятельность носит регулярный (ежемесячные или ежеквартальные расчеты между сторонами, аналогичные услуги оказываются в течение всего времени осуществления деятельности) и систематизированный характер (ведется учет работ или услуг, сторонами регулярно производятся сверки расчетов и т.д.) предпринимательскую деятельность стоит легализовать, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или создав юридическое лицо.

Читайте также:  Виза в Бахрейн в 2021 году для россиян, нужно ли её оформлять

Выбор организационно-правовой формы для осуществления деятельности стоит проводить в зависимости от того, какова планируемая выручка от деятельности, рисков осуществляемой деятельности, области деятельности и прочих факторов.

Например экспорт работ и услуг в области информационных технологий (IT) не облагается НДС и таможенными сборами. В случае, если в организации работает более семи человек, то при соблюдении некоторых формальностей, организация может получить существенные льготы при оплате взносов с зарплат сотрудников во внебюджетные фонды.

При выборе системы налогообложения стоит ориентироваться на планируемую выручку, объем закупаемых на стороне работ и услуг и прочие факторы. В распоряжении на состоянию на осень 2016 года имеются три основных системы налогообложения: общая система с НДС и налогом на прибыль, упрощенная система со ставками 6 или 15 процентов.

В связи с введением с 1 января 2010 года в ЕС правила «Reverse Charge“ НДС с импортируемых в ЕС услуг оплачивает резидент ЕС самостоятельно. Такое же правило установлено в ст. 13b Umsatzsteuergesetz для немецких налогоплательщиков. 

В счетах, выставляемых немецким клиентам, рекомендуется указывать следующие сведения:

  1. Полные наименование и адрес стороны, оказывающей услугу.

  2. Полные наименование и адрес получателя услуги.

  3. ИНН стороны, оказывающей услугу.

  4. Номер плательщика НДС получателя услуги (Umsatzsteueridentifikationsnummer).

  5. Дата выставления счета.

  6. Номер счета.

  7. Точное описание и объем оказанных услуг.

  8. Дату оказания услуги, если услуга оказывалась в разные налоговые периоды.

  9. Сведения о полученной предоплате и полной стоимости услуги.

  10. Указание на то, что НДС уплачивает получатель услуги самостоятельно. «die Steuerschuld des Rechnungsempfängers“.

Счет должен быть выставлен на немецком или английском языке. Документы, подтверждающие факт оказания услуг или передачи результатов работ заказчику оформляются в соответствии со сложившейся хозяйственной практикой в свободной форме.

Для более подробной консультации Вы в любой момент можете обратиться к специалистам компании Контоград.

Как работать, когда твоя организация – «иностранный агент»

Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году. Изменения были внесены в ФЗ «О некоммерческих организациях». На сегодняшний день в реестре иностранных агентов Минюста 20 СМИ и 76 НКО. А в 2020 году Владимир Путин подписал закон, позволяющий признавать иностранными агентами физических лиц.

Мы спросили четыре организации, как на их деятельности отразился новый статус. А юристы рассказали, можно ли что-то сделать, чтобы от него избавиться.

Закон об иностранных агентах

В соответствии с законодательством, иностранным агентом изначально могла быть признана любая некоммерческая организация, получающая финансовую поддержку из-за рубежа и/или ведущая политическую деятельность. Впоследствии закон ужесточили. Теперь иностранным агентом может быть признано не только НКО, но и иностранные СМИ – организации и люди, а также физические лица.

Внесение в реестр вносит ряд ограничений в работу. Например, при любом упоминании иноагента необходимо указывать, что это лицо исполняет функции иностранного агента. НКО, внесенные в реестр, обязаны предоставлять в Минюст программы о планируемых мероприятиях, а после них – отчетность.

Иноагентов часто штрафуют. А с 1 марта 2021 года в России действует новая редакция статьи 330.

1 УК РФ – «Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента». Теперь, если ранее иноагент уже привлекался к административной ответственности по части 2 ст.

19.34.1 КоАП РФ, против него могут возбудить уголовное дело. Повторное нарушение может грозить наказанием от штрафа в 300 000 рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Если не включить себя в реестр самостоятельно, за это тоже грозит штраф. Причем сделать это необходимо до того, как Минюст признает вас иноагентом.

Решение о внесении в реестр может быть оспорено в суде, но практика показывает, что добиться выхода из него не так просто. Рассказываем, как статус отражается на бизнес-процессах НКО.

Центр «Насилию.нет»

Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет» – некоммерческая организация, которая с 2015 года занимается проблемами домашнего насилия, просветительской деятельностью и оказанием адресной помощи пострадавшим от него.

Первоначальной и основной задачей организации было сделать проблему домашнего насилия видимой, чтобы о ней заговорили. Сегодня в центр могут обратиться как жертвы домашнего насилия, так и агрессоры, решившие изменить свою жизнь.

В отчете центра за период с 1 сентября 2019 года по 31 июля 2020 года сказано, что за это время его сотрудники провели 1 300 бесплатных психологических и 680 юридических консультаций для пострадавших.

В декабре 2020 года Минюст РФ внес центр в реестр иностранных агентов.

Напомним, законопроект о домашнем насилии начала разрабатывать рабочая группа при Минтруде в 2013 году. В 2019-м была опубликована первая версия документа, которая вызвала немало критики.

В Совете Федерации пообещали рассмотреть поступившие предложения и откорректировать документ, но в апреле 2020 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что к работе над законопроектом вернутся после того, как будет побеждена пандемия коронавирусной инфекции.

Нко «феникс плюс»

Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс ПЛЮС» на протяжении 12 лет работает с ВИЧ-положительными людьми. Но в 2020 году ее внесли в список иностранных агентов.

Благотворительный фонд «Гуманитарное действие»

Статус иностранного агента в 2020 году получил и Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие». Он оказывает комплексную медико-социальную помощь людям, зависимым от наркотиков, включая профилактику ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов и туберкулеза.

Нко «открытый петербург»

«Открытый Петербург» является независимым НКО, которое российский оппозиционный политик и предприниматель Андрей Пивоваров с коллегами учредил в 2017 году. Организация занимается реализацией социально-просветительских и образовательных проектов, но в декабре 2020 года Министерство юстиции РФ внесло ее в реестр иностранных агентов.

Глава организации утверждает, что это несильно отразилось на ее работе, но все же намерен оспаривать статус.

Вы попали

Кого же могут внести в реестр иностранных агентов? И как из него выйти? Рассказывают юристы.

Таким образом, стать иностранным агентом может практически каждый, а вот работать с этим статусом и не угодить под штраф крайне сложно. Но еще сложнее добиться исключения из реестра.

Статус иностранного агента для некоммерческой организации: признаки и порядок приобретения

Деятельность некоммерческих организаций неразрывно связана с развитием гражданского общества, в рамках которого его члены получают широкие возможности по реализации своих прав и интересов.

Характеризующими их принципами традиционно признаются независимость от государства и, как следствие, отсутствие излишнего государственного вмешательства в вопросы их создания и деятельности, добровольность формирования, предоставление им максимальной самостоятельности и возможности действовать на основе начал самоуправления и координации, однако это не означает их бесконтрольное функционирование со стороны государства.

Такое понятие, как «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента», появилось в правовом поле Российской Федерации сравнительно недавно для усиления контроля за некоммерческими организациями, осуществляющими политическую деятельность за счет финансирования иностранных источников.

Это явление получило свое закрепление в Российском законодательстве с появлением Федерального закона от 20.07.2012 № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

В соответствии с данным федеральным законом с 21 ноября 2012 года введен новый правовой статус для российских некоммерческих организаций — некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента.

Такой организацией является российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее — иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, выделено два основных квалифицирующих признака: во-первых, это получение средств из иностранных источников (прямо или опосредованно), и второе — участие в политической деятельности так, как это определено законом.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно; т.е. как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации иностранным агентом.

Перечень источников формирования имущества некоммерческих организаций дан в п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Это пожертвования и аналогичные по статусу поступления (не являющиеся выручкой от реализации товаров, работ и услуг); членские взносы, вклад учредителей и иные аналогичные поступления; выручка от реализации товаров, работ и услуг; доходы по акциям и вкладам; денежные средства, переданные по договору комиссии, поручения или агентскому договору для исполнения поручения (не является доходом организации) и т.д.; данный перечень не является закрытым.

  • Следует обратить внимание, что законодательством не нормирована не только форма получения денежных средств из иностранных источников, но и их объем.
  • Таким образом, если в составе членов организации, уплачивающих членские взносы, имеется иностранное юридическое либо физическое лицо, лицо без гражданства либо российское лицо, которое получает средства от таких лиц, то квалифицирующий признак по иностранным источникам финансирования выполнен вне зависимости от размера взноса и его доли в бюджете организации в целом.
  • Следовательно, некоммерческая организация не только обязана определять гражданство контрагента — физического лица), но и выяснять порядок формирования имущества своих российских контрагентов.
  • Вторым необходимым признаком присвоения некоммерческой организации статуса иностранного агента является ее участие в политической деятельности.
Читайте также:  Должно ли юр лицо удерживать НДФЛ при сдаче офиса в аренду

Согласно п. 6 ст.

2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

Важным в толковании понятия «политическая акция» является то, что любое публичное мероприятие, упомянутое в вышеназванном федеральном законе, однозначно (исходя из определения) является акцией. Таким образом, участие некоммерческой организации в проведении или финансировании собрания, митинга, шествия или пикетирования будет являться участием в акции.

Политической акцией может быть любое мероприятие, как публичное, так и непубличное, мотивы проведения которого связаны с изменением декларируемых в законах или иных нормативных и ненормативных актах целей и задач либо с изменением или отменой конкретных мер, направленных на их достижение.

Характерно, что проводимые акции с позиции закона должны иметь цель воздействия на государственные органы или общественное мнение. Это, прежде всего, любая форма обращения к ним, в том числе посредством петиций, сборов подписей, демонстрации лозунгов, открытых писем, видеообращений и т.п.

Воздействие на общественное мнение — это действия, которые возбуждают общественный интерес и формируют определенное восприятие. Признаком ориентированности на формирование общественного мнения является направленность мероприятия на неопределенный круг лиц.

  1. Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчеству.
  2. Таким образом, при получении денежных средств и имущества от иностранных источников в целях осуществления вышеуказанной деятельности, некоммерческая организация не может быть признана некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
  3. Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию иностранным агентом, все эти признаки должны проявиться одновременно.
  4. Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента подлежат государственной регистрации в общем порядке в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях», но, вместе с тем, обязаны состоять в реестре  некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (реестр), ведение которого осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок ведения реестра утвержден Приказом Минюста России от 30.11.2012 № 223 «О Порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Заявление о включении некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, в реестр представляется в Минюст России непосредственно или почтовым отправлением, а также в форме электронных документов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо одновременно с документами, подаваемыми для государственной регистрации такой организации в качестве юридического лица, либо до начала осуществления такой организацией функций иностранного агента.

На основании представленного заявления Министерство юстиции Российской Федерации принимает распоряжение о включении некоммерческой организации в реестр. Сведения о некоммерческих организациях, содержащихся в реестре, размещаются на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

За неподачу заявления о включении организации в реестр деятельность организации может быть приостановлена на срок не более полугода.

Злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в настоящее время в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, внесена лишь одна некоммерческая организация – Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

Наделение некоммерческой организации статусом некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, возлагает на нее дополнительные обязанности по сравнению с другими некоммерческими организациями.

В частности, материалы, издаваемые и (или) распространяемые такой организацией, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны представлять в Минюст России дополнительную отчетность, установленную приказом Минюста России от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

  • Согласно данному приказу такая организация представляет в Минюст России непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) следующую информацию:
  • — отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием полугодия (15 января, 15 июля), в том числе путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставления средствам массовой информации для опубликования;
  • — отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, — ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября);
  • — аудиторское заключение по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности — ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
  • Получение Минюстом России указанных документов подтверждается уведомлением, которое выдается некоммерческой организации (в случае непосредственного представления) или в течение трех рабочих дней с даты их представления направляется в виде почтового отправления или в электронной форме.
  • Также были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации, устанавливающие административную и уголовную ответственность за невыполнение некоммерческими организациями обязанностей, предусмотренных для некоммерческих организаций, осуществляющих функции иностранного агента.

Так, согласно ст. 19.7.

5-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление или несвоевременное предоставление некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим государственным органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Статьей 19.

34 вышеуказанного кодекса установлена ответственность за осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента. Такая деятельность влечет наложение соответствующего административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Читайте также:  Где получить декларацию о заработной плате, если я не работаю

Необходимо отметить, что, не смотря на большой объем проделанной работы, как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, данные изменения в законодательстве Российской Федерации вызвали различные сомнения и неодобрение некоторыми представителями иностранных органов.

Однако цель данных изменений в законодательстве, по мнению ряда правоведов, — сокращение влияния иностранных государств на политику страны. Если вы являетесь некоммерческой организацией, получаете денежные средства от иностранных государств, фондов и т.п.

, и одновременно занимаетесь политикой, то есть боретесь за власть, вы обязаны проинформировать об этом российских граждан.

Таким образом, в рамках закона обеспечивается прозрачность финансирования некоммерческих организаций и прозрачность деятельности иностранных государств на территории России.

Будьте готовы податься в «иноагенты». Иначе — штраф и, возможно, пять лет тюрьмы Мы не шутим, вот четыре факта о новых законах (и одна утешительная новость)

Перейти к материалам

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Подпишите петицию с требованием отменить закон об иноагентах!

Российские сенаторы 25 декабря одобрили закон, позволяющий признавать «иностранными агентами» обычных граждан и организации без юрлица, которые занимаются в России политикой и получают зарубежную помощь. Помощь при этом имеется в виду не только финансовая, а занятие политикой трактуется очень широко.

Подаваться в «иноагенты» нужно самостоятельно — в противном случае, согласно еще одному закону, человеку может грозить не только штраф, но и тюремное заключение сроком до пяти лет. Теперь законы должен подписать Владимир Путин, и мы не сомневаемся, что он это сделает.

«Медуза» объясняет, почему новое законодательство об «иноагентах» угрожает почти каждому.

Факт № 1. Теперь «иноагентом» могут признать почти любого россиянина: наблюдателя на выборах, участника митинга, автора постов в соцсетях

Люди — «иностранные агенты» появились в российских законах в конце 2019 года.

Тогда было решено, что СМИ-«иноагентом» могут признать не только, собственно, СМИ, но и человека, если он (или она) пишет что-то в интернете и получает — не только за это, а за что угодно — деньги из-за границы.

А просто «иноагентом» — того или ту, кто распространяет информацию от СМИ-«иноагентов». Таких людей Минюст может включить в число «иностранных агентов».

Теперь оснований для попадания в число «иноагентов» станет больше (при этом старые не отменены). Ими будут считаться еще и те, кто на территории страны занимается «политической деятельностью» в интересах .

Определение «политической деятельности» в законе чрезвычайно широкое. Это, в частности, наблюдение на выборах, записи в соцсетях о российской политике, участие в митингах.

  • Политической деятельностью признается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
  • Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
  • участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  • публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  • формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  • вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • финансирование указанной деятельности.
  • К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность. 

Правда, чтобы стать «иноагентом», на все это нужно получать «поддержку из-за границы». Но это необязательно деньги: по новому закону подойдет и «иная организационно-методическая помощь».

Более того, «помогать» могут не только «иностранные источники», но и их посредники — российские граждане и организации, «действующие в интересах иностранного источника».

Например, если человек работает наблюдателем на выборах, а подготовительную литературу получил у организации, признанной «иноагентом», — это прямо путь в «иноагентский» реестр. Аналогичная история — участие в акции, организованной «иноагентом».

Очевидно, что таким путем один «иностранный агент» может цеплять за собой другого.

Еще одно основание для включения в перечень, помимо «политической деятельности», — это сбор информации о военной и военно-технической деятельности России, которую иностранный источник может использовать «против безопасности РФ» (если только человека не обвинят за это в госизмене или шпионаже). 

Самое главное, что человек, который может быть признан «иноагентом» на этих основаниях, должен сам заявить в Минюст о том, что он или она — «агент».

После этого как минимум раз в полгода такой человек должен отчитываться о своей «иноагентской» деятельности, в том числе о расходовании зарубежных денег.

Кроме того, «иноагенты» должны во всех распространяемых ими материалах указывать, что им присвоен этот статус.

Факт № 2. Если не податься в «иноагенты» самостоятельно, это может грозить штрафом и даже тюрьмой

Если потенциальный «иноагент» не заявит о своем статусе сам, его смогут (в случае принятия поправок к Кодексу об административных правонарушениях) оштрафовать на сумму от 30 до 50 тысяч рублей.

Но если он не сообщит об «иноагентстве» и после штрафа (и будут приняты поправки уже к Уголовному кодексу), то рискует лишиться свободы на срок до пяти лет.

Причем в случае, если человек занимается сбором военной информации и не сообщает о своем возможном «иноагентстве», уголовная ответственность наступает сразу.

Иными словами, получается, что проще податься в «иноагенты» самому, чем рисковать деньгами и, возможно, свободой.

Аналогичное правило действует для подачи отчетов о деятельности «иноагента». За отсутствие указаний на собственный статус «иноагента» наказания чуть мягче — только штраф на сумму от 10 тысяч до 30 тысяч рублей.

Кроме того, «иноагентов» запретят назначать на должности в местном самоуправлении и госорганах.

Факт № 3. Исключения есть, но их мало

Не нужно будет заявляться в «иноагенты» только зарубежным дипломатам и  (при этом Минюст имеет право расширить перечень исключений). Однако новый закон разрешает включить в перечень «иноагентов» и этих журналистов, если, по мнению Минюста, они делают что-то «несовместимое с профессиональной деятельностью журналиста».

Факт № 4. Выйти из «иноагентов» будет сложно

Если человек захочет избавиться от статуса «иноагента», ему придется подать соответствующее заявление в Минюст.

Перед этим нужно прекратить заниматься «политической деятельностью», сбором военной информации и получать «иностранную поддержку».

Минюст должен рассмотреть заявление в течение 60 дней, после чего либо исключить человека из соответствующего реестра, либо дать «мотивированный отказ». Если вы не согласны с позицией Минюста, придется идти в суд.

Относительно утешительная новость (единственная)

В законе вводятся штрафы за неупоминание о том, что у «иноагента» есть этот статус. В первоначальном варианте законопроекта этот пункт звучал так, что оштрафовать теоретически могли бы любого, кто, скажем, поздравит «иноагента» с Новым годом без соответствующей маркировки.

В окончательном варианте закона уточняется: эта норма распространяется только на СМИ. Готовьтесь к тому, что помимо назойливого примечания о том, что та или иная организация признана «экстремистской», скоро журналисты вам будут постоянно напоминать и об «иностранных агентах».

Первоначальная и итоговая формулировки

«Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а равно материалов, производимых такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняют функции иностранного агента».

Окончательный вариант

«Запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента».

Кроме того, НКО, объявленным «иноагентами», разрешили выдвигать своих кандидатов в общественные советы при федеральных органах власти — изначально такого права их хотели лишить.

Что в итоге. В России теперь будет три группы людей, которых могут признать «иноагентами». Тех, кто пишут в интернете и получают какие угодно деньги из-за рубежа, могут в любой момент приравнять к СМИ-«иноагентам». Те, кто распространяют информацию от СМИ-«иноагентов», могут сами попасть в перечень «иноагентов». И наконец, те, кто занят сбором военной информации или «политической деятельностью» (под которой понимается что угодно) — и получает любую, не только финансовую «поддержку» этой деятельности из-за рубежа. Это тоже просто «иноагенты». Но людей из первых двух категорий Минюст должен отслеживать сам, а последние должны самостоятельно заявить о собственном «иноагентстве» — под угрозой штрафа и даже уголовного наказания. Всем категориям грозят наказания за непредоставление отчетов о своей деятельности в Минюст.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *