Правомерны действия налогового органа и как быть в данной ситуации

Визит в офис представителей налоговой службы обычно не несет в себе ничего хорошего для бизнеса — налоговики настроены найти основания для начисления налогов бизнесу порой любой ценой.

Это значит, что проверки могут повлечь за собой простой работы компании, предъявление требований об уплате налогов, штрафов и другие неприятные ситуации. От такого визита не застрахована ни одна компания.

Однако если ваши работники будут подготовлены, работа с проверяющими будет организована должным образом, а потенциальные риски снижены, то большинства негативных последствий можно избежать.

Гурчева Мария, старший юрист юридической фирмы «Паритет», рассказывает, в каких случаях действия сотрудников ФНС будут законными, а в каких — нет, как подготовиться к визиту налоговиков и что должны делать работники во время проверки, чтобы не допустить негативных последствий для бизнеса.

Правомерны действия налогового органа и как быть в данной ситуации

В налоговой службе приняты критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, по которым они определяют, к кому следует наведаться. К этим критериям относятся:

  • низкая налоговая нагрузка (ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли);
  • отражение в отчетности убытков несколько налоговых периодов подряд;
  • отражение большого количества налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  • приближение к пределам значений в рамках специальных налоговых режимов;
  • посредническая деятельность (участие в цепочках контрагентов-перекупщиков);
  • миграция между налоговыми органами. Сюда же можно отнести нахождение не по адресу места регистрации;
  • игнорирование запросов и требований о представлении пояснений;
  • деятельность с высокой долей риска (обмана со стороны контрагента);
  • а также жалобы граждан и других компаний, сообщения правоохранительных органов.

Учитывая эти и другие аспекты, налоговики решают, чья деятельность похожа на реальную, а чья требует проверки по месту нахождения налогоплательщика.

Эти риски можно снизить самостоятельно, при этом налоговики сами же дают ответы бизнесу о том, как снизить вероятность их визита и негативные для бизнеса результаты проверок:

  1. Осуществлять личные контакты руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика/исполнителя и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя/заказчика при обсуждении условий договоров, а также при подписании договоров.
  2. Требовать документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность, а равно и его представителя.
  3. Требовать информацию о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей.
  4. Требовать информацию о способе получения сведений о контрагенте (рекламу в СМИ, рекомендации партнеров или других лиц, сайт).
  5. Требовать доказывания реальной возможности исполнения (представлять документы о производственных мощностях, лицензиях и членствах, трудовых кадров).
  6. Задавать вопросы о действиях контрагента при растущей у него задолженности.
  7. Проверять ликвидность ценных бумаг, выпущенных или принадлежащих контрагенту.
  8. Выяснять цепочку прохождения и происхождения товаров, работ и услуг.
  9. Внимательно относиться к условиям, отличающимся от существующих правил (обычаев) делового оборота.
  10. Отвечать на письменные требования и запросы налоговых органов.

Основной задачей для предотвращения визитов налоговиков является подтверждение всех действий конкретными доказательствами.

Выполнение таких рекомендаций налоговиков можно распределить между своими сотрудниками по отдельным вопросам взаимодействия и оформления документов, а можно назначить ответственное лицо, которое и будет этим заниматься. В любом случае необходимо активное участие юриста и руководителя компании.

В каких случаях визит налоговиков в офис является законным, а в каких — нет?

Налоговая проверка — обычное действие, с которым периодически сталкиваются практически все компании. Соответственно, такие действия входят в сферу полномочий сотрудников ФНС. Однако далеко не всегда визит налоговиков является законным. Как же распознать, нарушается ли закон во время конкретной выездной проверки или нет? Вот несколько советов:

  • попросите налоговиков предъявить свои служебные удостоверения. Здесь ситуация абсолютно аналогична просьбе к полицейским представиться. Налоговики являются гражданскими государственными служащими и обязаны представиться, назвать свой государственный чин, звание, фамилию, имя, отчество. Если отказываются предъявить свои документы и назвать себя, перед вами кто угодно, но не налоговики;
  • проверьте полномочия визитеров — право проводить налоговую проверку (и принимать решение о ее проведении) имеет только то отделение ФНС, в котором компания встала на учет. Соответственно, визит любых других сотрудников налоговой службы будет незаконным. Даже если это какой-либо вышестоящий налоговый орган;
  • попросите налоговиков ознакомить вас с приказом о проведении выездной налоговой проверки, оставить вам копию приказа. Приказ о проведении выездной налоговой проверки должен быть подписан руководителем налогового органа либо его заместителем. Больше никем. У приказа есть определенная форма, которая должна быть соблюдена. Если приказ подписан не тем лицом и форма его не соблюдена, то приказ недействителен. Обычно налоговики строго соблюдают форму и порядок подписания приказа, но внимательность не будет лишней;
  • в приказе о проведении налоговой проверки должно быть правильно указано наименование налогоплательщика, а также ФИО и должности лиц, которым поручено провести проверку. При выявлении любых несовпадений, а также документально оформленного постановления о проведении выездной налоговой проверки она будет незаконной, и вы имеете право не пускать лиц, которые пришли к вам в офис;
  • уточните у налоговиков предмет проверки — по какому налогу вас пришли проверить. Например, если налоговики пришли проверить правильность исчисления компанией НДС и НПО, они не вправе требовать документы по НДФЛ или по другим налогам;
  • уточните сроки проведения проверки — согласно законодательству, налоговая проверка не может продолжаться дольше, чем два месяца с момента принятия решения о ее проведении. В особых случаях сроки могут быть продлены руководителем налогового органа еще на два месяца. Это означает, что если два месяца уже прошли, а проверка не завершена и нет постановления о ее продлении, действия налоговиков являются незаконными;
  • контролируйте цели проверки — действия налоговиков должны быть ограничены целями проверки и касаться только тех фактов, которые указаны в постановлении. Изъятие документов или техники, которые не имеют отношения к задекларированным целям проверки, требования предоставить сведения, которые не относятся к целям проверки, и другие подобные действия со стороны сотрудников ФНС являются незаконными и вызывают обоснованные сомнения в правомерности всей процедуры.

И только в том случае, если указанные выше нарушения не выявлены, можно сделать вывод, что налоговая проверка является законной и правомерной.

Что делать сотрудникам компании, если налоговая пришла с проверкой?

Безусловно, налоговики не предупреждают заранее о своих планах посетить компанию. Но на момент прихода налоговиков с проверкой желательно, чтобы каждый работник знал, что он должен делать в таком случае.

Охране или другим ответственным лицам нужно поручить тщательную проверку сопроводительных документов, контроль полномочий проверяющих, уточнение их личностей и должностей. Все собранные сведения должны быть зафиксированы, особенно если найдены расхождения между представляемыми документами.

Также охрана, офис-менеджер или другое лицо должны сразу же связаться с юристами и сообщить им о проверке — присутствие юристов во время таких действий очень рекомендуется и позволяет избежать многих проблем.

Что касается рядовых работников, то их налоговая проверка задевает редко, исключение — бухгалтерия, руководители направлений, иногда — технический отдел, включая системных администраторов.

Им сотрудники ФНС могут задавать вопросы, а потому такие работники должны быть подготовлены и знать, что отвечать.

Если вопросы налоговиков покажутся работникам слишком каверзными и на них будет сложно дать ответ, они могут переадресовывать их ответственному должностному лицу, например, директору или главному бухгалтеру — это разрешено законодательством.

Как подготовиться к визиту налоговой заранее?

Безусловно, лучше всего готовиться к возможному визиту налоговиков заблаговременно, а не решать возникшую проблему уже по факту. Совет, который всегда хорошо работает — вовремя и в полном размере платить налоги и тщательно относиться к ведению документации, имеющей отношение к налоговому и бухгалтерскому учету.

Имеет смысл проводить специальные тренинги для сотрудников, чтобы они четко знали, как действовать в ситуации, когда на пороге налоговики: что говорить, что показывать, что перепроверить, куда звонить и так далее.

Ну и, конечно, не забывайте о помощи юриста: его участие в налоговой проверке поможет сгладить многие острые углы и не допустить развития негативного для бизнеса сценария.

Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Судебная практика: отмена решений налоговых органов по формальным основаниям

Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки – самостоятельное и безусловное основание для отмены решения, вынесенного по итогам такого рассмотрения. Данное правило закреплено в п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ.

На основании этих норм вышестоящий налоговый орган или суд могут признать ненормативный правовой акт инспекции недействительным. Причем если будет установлено, что процедурные нарушения со стороны контролеров носят существенный характер, рассматривать налоговый спор по существу не требуется (п.

73 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Как в последнее время судебные органы рассматривали споры, в которых налогоплательщики заявляли о нарушении своих прав на стадии рассмотрения материалов проверок и вынесения решений по ним? Какие процедурные нарушения арбитры признают существенными, а какие нет? Ответы на эти вопросы вы узнаете из обзора судебной практики.

Плательщик не извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки

Пожалуй, это самая распространенная причина отмены судьями решений налоговиков по формальным основаниям. Порой арбитров не могут убедить никакие доводы инспекторов, которые всеми возможными и невозможными способами пытались рассмотреть материалы контрольных мероприятий в присутствии представителей проверяемого лица.

Судебные акты в пользу налогоплательщиков

В качестве примера приведем Постановление ФАС ДВО от 11.03.2014 № Ф03-557/2014.

Налоговая инспекция после окончания выездной проверки на протяжении трех месяцев предпринимала попытки уведомить организацию о времени и месте рассмотрения итогов контрольных мероприятий.

Ситуация осложнялась тем, что место нахождения органов управления общества, являющееся его юридическим адресом, было значительно удалено (свыше 500 км) от расположения инспекции.

Кроме того, почтовый адрес организации не совпадал с юридическим.

Первоначально рассмотрение результатов проверки было назначено налоговым органом на 20.09.2012. Соответствующее извещение за месяц до указанной даты проверяющие направили по юридическому и почтовому адресам организации.

Впоследствии рассмотрение переносилось трижды, поскольку на очередную назначенную дату инспекция не располагала сведениями о вручении налогоплательщику заказных писем (вся корреспонденция была получена, но с опозданием).

Проверяющие неоднократно пытались вручить представителям общества (правда, безуспешно) извещения о времени рассмотрения материалов проверки, выезжая по юридическому и почтовому адресам. По этим же адресам направлялись телеграммы.

Статьи 101 и 101.4 НК РФ не содержат оговорок о необходимости извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату под расписку.

В связи с этим названное извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передачи в электронном виде по ТКС (п. 41 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Читайте также:  Юрист по кредитным долгам, банкротству, банковским и кредитным спорам. Помощь должникам.

Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Налоговый контроль » Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля

  • Проведение налогового контроля должно полностью соответствовать установленным стандартам и нормам.
  • Содержание
  • Налоговый контроль представляет собой целый комплекс мероприятий и определенных мер, направленных, прежде всего, на проверку соблюдения всех действующих требований налогоплательщиками.
  • В том случае, когда во время осуществления данного контроля налогоплательщику, либо его имущество был причинен определенный вред, он имеет полноценное право на обращение в соответствующую инстанцию с целью защиты собственных интересов.
  • Если данный вред был направлен на имущество, компенсация данного вреда будет возможна только в том случае, если данное имущество действительно принадлежит проверяемому лицу и у него имеются все необходимые документы, подтверждающие данный факт.
  • В понятие налогового контроля, во время проведения которого может быть причинен вред, нужно включать не только камеральные или выездные проверки, но и иные мероприятия, предусмотренные действующим НК РФ.

В список данных мероприятий можно включить регулярную проверку документов по бухгалтерской отчетности, получение разъяснений от налогоплательщика по вопросам уплаты установленных налогов и сборов и т.д. В данной ситуации факт причинения вреда не будет зависеть от конкретного вида мероприятия, в ходе которого и был причинен данный вред.

Вред может быть причинен путем, как незаконных действий налоговых представителей, так и проявленного бездействия, результатом которого стало данное негативное последствие для налогоплательщика.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов

Убытки, которые были причинены неправомерными действиями налоговых органов, всегда выражены в определенных негативных последствиях, чаще всего, материального характера. Убытки являются более узким понятием, чем вред.

Они могут выражать конкретный размер имущественной потери, которая стала следствием неправомерных действий представителей налоговых органов. Возмещение таких убытков всегда осуществляется за счет денежных средств из федерального бюджета.

Убытки могут быть выражены как в текущих финансовых потерях, которые уже случились, так и в упущенной выгоде, которую смог бы получить налогоплательщик, но данному обстоятельству помешали незаконные действия, либо проявленное бездействие налоговых органов.

Помимо этого, убытки могут иметь потенциальный характер.

Например, это могут быть будущие расходы, которые придется понести налогоплательщику для устранения негативных последствий.

Убытки будут называться прямыми, если их точный размер и сумму легко определить. Помимо этого, убытки могут быть и косвенными. Косвенные убытки являются производной от прямых, и не могут существовать отдельно.

Любые убытки могут подлежать возмещению в том случае, если данная необходимость подтверждена соответствующими доказательствами. Обязанность по доказыванию при этом ложится на заинтересованное лицо – налогоплательщика, либо его официального представителя.

Ответственность за совершение неправомерных действий налоговых органов

Для того чтобы привлечь представителя налогового органа к соответствующей ответственности, требуются точные доказательства факта наличия правонарушения. Юридическая практика показывает, что большое количество неправомерных действий со стороны налоговых органов совершается во время осуществления выездных или камеральных проверок.

Жалоба на незаконные действия или проявленное бездействие со стороны налоговых органов может быть подана заинтересованным лицом в трех месячный срок с того момент, когда данное лицо узнало, либо должно было узнать о проявленных нарушениях. Жалоба подается в вышестоящую организацию, либо должностному лицу.

Содержание жалобы должно включать в себя подробное описание сложившейся ситуации и конкретных действий налоговых инспекторов, которые повлекли за собой нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

После получения жалобы, уполномоченное лицо приступает к ее рассмотрению. Ответственность для представителей налоговых органов наступит только в том случае, если жалоба действительно будет обоснованной и доказанной.

Как правило, данная ответственность выражается в наложении денежного штрафа, сумма которого равна размеру убытков, понесенных налогоплательщиком по вине налоговых представителей. Иные формы ответственности могут включать в себя выговор и другие санкции. Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена в период, не превышающий одного месяца со дня подачи заявления.

По итогам рассмотрения жалобы, уполномоченным лицом могут быть приняты и такие меры как: организация повторной проверки, отмена ранее принятого налоговым органом акта и т.д. О результатах принятого решения налогоплательщик должен быть уведомлен в течение последующих трех дней.

Убытки, причиненные правомерными действиями налоговых органов

Существующая юридическая практика в области налогового законодательства знает немало случаев, когда вред или убытки были причинены налогоплательщику путем исполнения налоговыми органами своих прямых функций. То есть, их действия нельзя было признать неправомерными, однако, они все равно стали причиной для дальнейшего наступления негативных последствий для налогоплательщика.

Примером таких убытком может служить, например, случай, когда налоговые инспекторы вскрывают дверь в помещение, где хранятся определенные документы, в отношении которых должна быть произведена проверка. Такая ситуация исключает незаконные действия налоговых органов, но, в тоже время, подтверждает факт образования определенных финансовых убытков.

В таком случае многие налогоплательщики спешат обратиться в судебный орган, так как считают, что их права и законные интересы были нарушены.

Налоговая практика показывает, что такие споры являются достаточно сложными. Однако суд, в большинстве случаев, принимает сторону налоговых представителей и не удовлетворяет исковые требования.

Единственным вариантом возмещения причиненных убытков остается признание произведенных действий незаконными. Но, как правило, осуществить это достаточно сложно. Для этого налогоплательщик должен располагать серьезной доказательственной базой и иметь все необходимые подтверждения.

Доказывание противоправности действия налоговых органов должно основываться на подтверждении факта наступления неблагоприятных последствия.

Помимо этого, налогоплательщику необходимо будет доказать, что данная ситуация могла быть разрешена абсолютно по-другому, и тогда никакие негативные последствия не наступили.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Как составить жалобу на действия налогового органа? | Статус-Кво

К сожалению, далеко не всегда действия налоговиков являются законными и правомерными. Нередко налогоплательщики сталкиваются с предвзятым отношением, несправедливыми штрафами, необоснованными проверками и другими ущемлениями своих прав.

Естественно, мириться с такой ситуацией никто не хочет, тем более что есть законные и достаточно эффективные способы отстоять свои интересы.

В данной статье мы поговорим о том, как поступать в случае выявления незаконных действий налоговых органов, как составляется и куда подаётся жалоба, как можно сделать обжалование более эффективным, а также обсудим все возникающие в процессе сопутствующие вопросы.

Существует установленный перечень тех действий ФНС, которые можно обжаловать, и только данные действия можно оспорить, в остальных случаях, даже если вы подготовите жалобу, она будет отклонена. Возможно обжалование следующих действий или бездействий налоговых органов:

  • постановление о проведении налоговой проверки – хотя проведение регулярных аудитов является обязанностью ФНС, не всегда решение о проведении проверки является правомерным. Во-первых, существует очередность проведения таких проверок, которая не должна нарушаться без серьезных причин. Во-вторых, если будет назначена внеочередная проверка, она должна иметь под собой определенные основания: выявленные налоговые нарушения, работа с определенными контрагентами, замеченными ранее в махинациях и т. д. Если проверка назначается без соответствующих оснований, ее можно оспорить и добиться отмены решения о ее проведении;
  • акт налоговой проверки – по завершении любой проверки – как выездной, так и камеральной – формируется итоговый документ – акт, в котором указывается, сколько длился аудит, что он в себя включал, что было проверено, какой период охватывала проверка, какие нарушения были выявлены в ее процессе и т. д. Практически всегда акт налоговой проверки становится основанием для наложения санкций на налогоплательщика: выявленные нарушения затем становятся причинами для штрафов, доначисления налогов и других неприятностей. Однако если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения со стороны налоговиков (при этом характер нарушений может быть практически любым – от непредоставления документов до превышения допустимых сроков проведения аудита), а также если сам акт составлен с ошибками, можно обжаловать документ и добиться его полной или частичной отмены. Вот почему очень важно фиксировать все нарушения, которые допускают сотрудники ФНС в ходе налоговой проверки;
  • неправомерное изъятие документов и техники – как известно, в ходе налоговой проверки представители ФНС имеют право изымать документы, носители информации, технику, которая, по их мнению, может иметь отношение к налоговым нарушениям. Однако существует строгий порядок такого изъятия и перечень того, что может и что не может быть изъято. Более того, законом четко ограничены сроки, на протяжении которых изъятое имущество может анализироваться, после чего всё должно быть возвращено владельцу. Если где-то в процедуре вы сталкиваетесь с нарушениями (а они бывают достаточно часто), это причина для того, чтобы обжаловать действия налоговиков и вернуть незаконно изъятые документы и технику;
  • постановление о наложении штрафа, доначислении налогов, аресте расчётных счетов компании – наиболее неприятными последствиями действий налоговиков являются санкции, которые обычно являются результатом проведения проверки. Чаще всего можно столкнуться с доначислением налогов: если выявлены недоплаты в бюджет, ФНС постановит вернуть недостающую сумму. Если нарушения будут более серьезными, кроме требования о доплате налогов может быть наложен штраф, размеры которого могут достигать очень больших значений. Наконец, чтобы заставить компанию поскорее выплатить требуемые средства, могут быть применены дополнительные методы воздействия: арест расчетных счетов, приостановка действия лицензии (если таковая используется в деятельности налогоплательщика и т. д.). Но нужно помнить, что далеко не всегда решение о взыскании штрафа, доначисление налогов и другие действия налоговиков являются правомерными и обоснованными. Если вы уверены в своей правоте и не согласны с наложенными санкциями, можно попытаться их оспорить и отменить в установленном порядке;
  • невозможность вернуть НДС – в данном случае обжалуются не конкретные действия, а бездействие сотрудников ФНС, ведь по закону они должны возвращать переплаченный налог на добавленную стоимость компаниям, которые работают с НДС, но на практике с этим часто возникают проблемы: во-первых, заявки на возврат налога отклонятся без явных причин, во-вторых, даже если заявка принята, сроки получения средств или налогового вычета могут очень сильно растягиваться и превышать нормативные. В этом случае налогоплательщик имеет право подать жалобу на бездействие налоговой и добиться более быстрого решения своего вопроса.

Если вы не уверены наверняка, можно ли обжаловать то или иное действие налоговой, обратитесь за помощью к налоговому юристу. Он точно подскажет, возможна ли жалоба в данном случае, насколько она будет эффективна в сложившихся обстоятельствах, а также поможет обжаловать действия или бездействие налогового органа.

Читайте также:  Можно ли законно вернуть потраченные денежные средства в налоговую

При подготовке жалобы на действия или бездействие налоговых органов необходимо придерживаться установленного порядка процедуры. Весь процесс состоит из таких этапов:

Сбор необходимых документов

чтобы подать жалобу, вначале необходимо собрать обоснования для нее. Набор документов зависит от того, какое именно нарушение обжалуется, и может сильно отличаться.

Например, если речь идет о налоговой проверке, то потребуются бумаги, подтверждающие нарушения со стороны налоговиков в процессе аудита, невозможность вернуть НДС – текст отказа и доказательства.

Подтверждающие ваши права на налоговый вычет и т. д.;

Составление и подача жалобы в ФНС

досудебное обжалование предусматривает подачу жалобы либо на имя директора того отделения ФНС, действия которого обжалуются, либо, если постановление оформлялось от имени директора – вышестоящую инстанцию.

В тексте жалобы указываются конкретные нарушения со стороны налоговиков, ваша позиция в данной ситуации, а также доказательства в вашу пользу.

Далее пакет документов направляется на рассмотрение любым удобным способом, после чего нужно дождаться решения по нему;

если рассмотрение жалобы в отделении ФНС не принесло желаемого результата, единственный оставшийся способ отстоять свои интересы – обратиться с иском в арбитражный суд.

Для этого составляется соответствующий иск, к нему прилагаются подтверждающие документы, после чего заявление направляется в суд.

Далее необходимо в суде доказать, что действия налоговой неправомерны, и если это удастся, решение суда отменит спорное решение или обяжет ФНС выполнить свои законные обязательства.

При обжаловании действий налоговой рекомендуется воспользоваться услугами юриста. Специалист поможет собрать необходимые доказательства, правильно подготовить текст жалобы или исковое заявление и существенно повысит шансы на решение вопроса в вашу пользу.

Заключение

Не всегда действия ФНС правомерны, и если вы столкнулись с нарушениями своих прав, можно попытаться оспорить действия или бездействие налоговой. Для этого можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию или обратиться в арбитражный суд. Помощь грамотного юриста повысит шансы на решение спора в вашу пользу.

Допрос свидетеля в налоговой | Что важно и нужно знать

Инспекторы при проведении налоговых проверок активно используют такую форму налогового контроля, как допрос свидетеля. Результаты допросов, оформленные с соблюдением процедуры, в совокупности с другой информацией и документами служат доказательством по делам о налоговых правонарушениях.

При получении повестки о вызове на допрос возникает множество вопросов. Изучив нормы законодательства, судебную практику и позиции ФНС и Минфина, мы постараемся ответить на основные из них.

Я ничего не знаю. Зачем меня вызвали?

Для дачи показаний может быть приглашено любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Данную вероятность инспекторы оценивают самостоятельно и не должны доказывать.

Как отметил Приморский краевой суд, само по себе несогласие с вызовом на допрос в качестве свидетеля не говорит о том, что права физлица нарушены.

Кроме того, суды указывают, что зачитывать поставленные перед свидетелем вопросы, а также разъяснять их в обязанности должностного лица, осуществляющего допрос свидетеля, не входит. Физлицо не лишено права задать уточняющие вопросы, если у него есть какие-либо сомнения, или попросить разъяснить суть того или иного вопроса.

Могут ли меня допрашивать?

Налоговый кодекс РФ определил две категории физлиц, которых нельзя допрашивать: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп 1, п.

2, ст. 90, НК РФ); 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп 2, п. 2, ст. 90, НК РФ).

Все остальные физлица могут быть допрошены. Если же вы относитесь к любой из перечисленных выше категорий лиц, то перед началом допроса нужно сообщить об этом инспектору.

Если я не приду на допрос или откажусь отвечать на вопросы, грозит ли мне какая-либо ответственность?

Налоговая ответственность в виде штрафа предусмотрена за следующие нарушения: — неявку или уклонение от явки без уважительных причин — 1 000 руб. (абз. 2, ст. 128 НК РФ); — неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний — 3 000 руб. (абз. 4, ст. 128 НК РФ)

Федеральная налоговая служба разъяснила, что административная и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены.

Можно ли передоверить явку на допрос другому лицу? Допускается ли, чтобы при допросе присутствовал юрист организации?

Налоговый кодекс РФ устанавливает, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (ст. 26, НК РФ).

Федеральная налоговая служба отметила, что физлицо имеет право воспользоваться юридической помощью при допросе, но не заменять себя на иное лицо, в том числе на представителя по доверенности. Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля недопустим, даже если у него будет доверенность с такими полномочиями.

Минфин же дополнительно указал, что ст. 90 «Участие свидетеля» НК РФ не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.

Повестку я не получал, о вызове не знал. Могут ли меня оштрафовать?

На практике налоговики привлекают к ответственности, только если у них есть доказательства получения физлицом повестки. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения служит обстоятельством, исключающим привлечение к ответственности (пп 2, п. 1, ст. 109 НК РФ).

Если повестка направлена заказным письмом с уведомлением о вручении, то документом, подтверждающим ее получение, является уведомление о вручении почтового отправления с подписью получившего ее лица.

Однако в судебной практике была ситуация, когда суд признал правомерным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки.

Он исходил из следующего: повестка не была получена ввиду того, что физлицо не представило сведения об изменении своего места жительства в орган регистрационного учета.

В связи с этим налоговики правомерно направляли корреспонденцию по месту его регистрации. А по Налоговому кодексу РФ направленное по почте заказное письмо считается полученным на шестой день (абз.3, п.4, ст. 31 НК РФ).

Какие причины неявки могут быть уважительными?

Как рассматривают дела о налоговых правонарушениях

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регулирует НК РФ, а именно ст. 100.1, 101 и 101.4. Первая носит отсылочный характер, поскольку указывает на две вариации регулирования в зависимости от того, как соответствующие деяния были выявлены.

  1. При их обнаружении благодаря проверкам (камеральной или выездной) указанный порядок будет регулировать ст. 101, она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК.
  2. Обнаружение соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений, по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне проверок) означает, что порядок производства по делу о налоговом правонарушении регулирует ст. 101.4.

Поясним, что налоговое правонарушение — это совершенное умышленно либо по неосторожности действие или бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, нарушающее законодательство о налогах и сборах, которое порождает ответственность по НК. Камеральная и выездная проверки предоставленных налогоплательщиком материалов отличаются местом, где они осуществляются. Первая проходит в служебных кабинетах сотрудников ИФНС, а вторая — в месте нахождения налогоплательщика.

Рассмотрение дел по ст. 101 НК

Дела о нарушениях налогового законодательства, которые выявлены актом проверки (форма утверждена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@) и иными ее материалами, рассматривает руководитель проверявшего органа или его заместитель.

Он же анализирует и письменные возражения проверяемого лица на итоги проверки, которые подают в течение месяца после получения акта ревизии.

Результат их разбора в виде определенного решения появляется через 10 дней (здесь и далее, если не указано иное, речь о рабочих днях) после окончания месяца. Этим решением может быть:

  • привлечение к ответственности за нарушение;
  • отказ в этом;
  • проведение дополнительных контрольных мероприятий, будь то истребование документов (ст. 93, 93.1 НК), допрос свидетеля (ст. 90 НК), экспертиза (ст. 95 НК). На это у налоговиков есть месяц или два, когда проверяют группу налогоплательщиков (гл. 3.1 НК) или зарубежную организацию.

У лица, в отношении которого проводились такие мероприятия, есть 10 дней (с даты их завершения) на письменные возражения по их итогам. С 03.09.

2018 указанный срок будет уже 15 дней при условии, что соответствующая процедура закончилась после указанной даты. В этом случае решение о привлечении к ответственности или отказ в этом выносятся уже через 10 дней после истечения обозначенного времени.

Рассматривать материалы проверки и выносить соответствующее решение могут и дольше: максимум — месяц.

Налогоплательщик извещается о времени и месте разбора всех материалов и может участвовать в нем лично или через представителя. Его отсутствие не помешает процедуре. Она ведется под протокол, форма которого установлена Приложением № 28 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

О содержании соответствующих решений говорит п. 8 ст. 101 НК, о вступлении их в силу — п. 9 этой статьи. Вступившие в силу решения могут сопровождаться обеспечительными мерами.

К ним относятся запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия фискальщиков и приостановление операций по банковским счетам (в режиме ст. 76 НК). Решение о таком сопровождении принимает руководитель (его заместитель).

Он же по просьбе налогоплательщика, находящегося под названными мерами, может их поменять на:

  • банковскую гарантию;
  • залог ценных бумаг, вращающихся на рынке, или залог другого имущества, совершенный по ст. 73 НК;
  • поручительство третьего лица, оформленное по ст. 74 НК.

Помимо налогоплательщиков, ст. 101 НК действует и в отношении налоговых агентов, а также плательщиков сборов, страховых взносов.

Рассмотрение дел по статье 101.4 НК

Для рассмотрения дел о налоговых нарушениях в режиме указанной статьи не важно, является ли нарушитель плательщиком тех или иных обязательных платежей, а также нет необходимости в проведении проверки.

Порядок во многом схож с предыдущим, но есть и отличия.

Акт по итогам выездных проверок готовится в течение двух месяцев (после составлении справки о такой проверке). Три месяца от указанного момента он будет готовиться при выездном контроле. Итоговый акт камеральной ревизии готовится на протяжении 10 дней после ее завершения. А вот акт по ст. 101.4 составляется в 10-дневный период после обнаружения нарушения.

Читайте также:  Если на сайте в налоговой указан неправильный адрес и не указано имущество, что делать

Кроме того, разница между так называемыми проверочными и обнаруживающими нарушение актами присутствует как в их формах, так и в требованиях к их составлению. Форма первых установлена Приложением № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, а вторых — Приложением 38 к этому Приказу.

Проверочные акты составляют согласно Приложению 24, а обнаруживающие — Приложению 39 к Приказу.

В случае со ст. 101.4 отсутствуют обеспечительные меры, дополнительные контрольные мероприятия и апелляционное обжалование.

Как обжаловать решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение

Обжаловать решение можно в вышестоящем налоговом органе. Вся необходимая для этого информация отражена в спорном документе.

Опротестовать соответствующее решение можно и через административное или арбитражное судопроизводство (последнее — для предпринимательской или иной экономической деятельности).

Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать | Rusbase

Выездных проверок в отношении компаний стало меньше, что заставляет налоговиков использовать новые способы воздействия на бизнес для достижения целевых показателей собираемости. Если раньше вызов в налоговую инспекцию на «разговор» означал вызов на допрос в рамках выездной налоговой проверки, теперь это обыденное событие для налоговиков.

  • Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
  • Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
  • Два способа для получения налоговым органом необходимой информации о бизнес-модели и о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании при вызове ключевых лиц компаний на «беседу»:
  1. Допрос свидетеля (на основании статьи 90 Налогового кодекса РФ);
  2. Вызов для дачи пояснений (на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).

Что делать и что необходимо знать?

Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:

  • камеральная проверка;
  • выездная проверка;
  • вне рамок налоговой проверки.

На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.

Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.

Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.

Что такое допрос свидетеля и чем он регламентирован

Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).

Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.

Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.

Идти или не идти на допрос, последствия отказа от дачи показаний или неявки

Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.

От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса.

Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.

  1. Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
  2. В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
  3. Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
  4. Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.

Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.

Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».

Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.

Рекомендации

Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.

Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.

Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.

Вызывают для дачи показаний

Итак, вы бухгалтер небольшой компании, ваше утро начинается с прочтения новостей, чая, ну и, конечно, просмотра сообщений в личном кабинете программной среды, которую используете для отправления отчетности и других сообщений и уведомлений в адрес налогового органа.

В одно утро  вы видите уведомление от налогового органа со следующим содержанием:

«Инспекция ФНС № 00 по г. Москве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вызывает на основании настоящего уведомления в налоговый орган, находящийся по адресу:…».

«В связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении выявленных расхождений типа разрыв в декларациях НДС за такой-то квартал такого-то года, необходимо явиться Генеральному директору и Главному бухгалтеру ООО „БОЛЬШОЙ БОЛТ“ …».

Вы хватаетесь за голову и бежите к директору со словами: «Шеф, все пропало, все пропало! НДС и расходы снимут! Уголовной ответственностью будут грозить».

Если вы полностью уверены в своей правоте и не совершали ничего плохого, на разговор в налоговый орган для дачи пояснений необходимо обязательно идти.

Что такое вызов для дачи пояснений

Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна.

Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость.

Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.

В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.

Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса.

Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются.

Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.

Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.

Рекомендации и правовые последствия неявки в налоговый орган для дачи пояснений

Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.

В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.

Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.

О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.

Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.

Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.

Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.

Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.

Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания.

Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Вывод

Адекватная оценка последствий неявки на беседу или отказа от дачи пояснений в последующем поможет избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.

Любые преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными. Как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.

 Natee Meepian / Shutterstock

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *