В юрисдикции какого государства находится решение данного вопроса, связанного с уплатой налогов онлайн

В юрисдикции какого государства находится решение данного вопроса, связанного с уплатой налогов онлайн

Итак, у вас есть компания. Предположим, вы занимаетесь коммерческой деятельностью, которая связана с экспортно-импортными операциями. Вы хотите увеличить выгоду, избавившись от налогового бремени.

Как это сделать и сохранить перед отечественной Фемидой невинное лицо? Вам понадобится некая посредническая структура, расположенная в комфортных условиях за рубежом – доходы будут получены в другой стране, а значит, уплата взносов в казну государства с этого капитала не потребуется.

  • При этом подобная деятельность является вполне законной: денежные потоки, возникающие в ходе реализации таких схем, в сферу интересов налоговой службы не входят.

Однако, задумавшись о том, как сделать бизнес выгоднее, вам предстоит решить вопрос, связанный с выбором места регистрации компании. Чтобы ориентироваться в возможных вариантах и принять правильное решение вам было удобнее, мы расскажем об оффшорных юрисдикциях, их характеристиках, основаниях для сравнения и прочих важных вещах.

Оффшорная юрисдикция: что это такое?

Есть относительно небольшое количество стран, основным источником пополнения казны которых являются государственные пошлины от регистрации компаний. В больше степени, это островные политические образования или карликовые страны.

На территории таких государтв действует простая система администрирования, отсутствуют требования о представлении бухгалтерской отчетности, а уровень конфиденциальности достаточно высок – узнать о настоящем владельце компании практически невозможно.

  • Оффшорная юрисдикция – не правовая дефиниция. В большей степени это экономико-географическая детерминанта, указывающая на особенный статус территории – финансовый центр, который привлекает иностранный капитал льготами и налоговыми послаблениями. Иногда экономический рай абсолютен: государство полностью освобождает компании от уплаты налогов, оставляя за ними обязанность выплачивать фиксированные ежегодные сборы.

Периодически те или иные международные организации (ОЭСР, ФАТФ) составляют списки стран с особыми условиями регистрации бизнеса. Попавшие в них государства, в некоторой степени, приобретают статус «non grata», на операции с ними налагаются ограничения. «Черные списки» обновляются ежегодно начиная с 2000 года. В них включаются страны, которые:

  1. по версии ОЭСР – не заключили с государствами, входящими в организацию, договор об обмене информацией в рамках борьбы с налоговой конкуренцией, ведущейся недобросовестными методами;
  2. по версии ФАТФ – территории, которые уклоняются от сотрудничества с комиссией или ведут себя недостаточно активно в ее борьбе с отмыванием денег.
  3. Как правило, второй список несколько больше, чем первый. Россия входила в число ненадежных зон на самом старте составления «рейтинга». После 2002 года глобальных вопросов со стороны комиссии наша страна не вызывала.

В процессе подготовки к регистрации компании за рубежом, стоит ознакомиться с актуальными списками неблагонадежных государств. Базирование фирмы в стране, прозрачность политики которой вызывает сомнения у крупных международных организаций, может стать проблемой при осуществлении коммерческих операций.

В юрисдикции какого государства находится решение данного вопроса, связанного с уплатой налогов онлайн

Оффшорные юрисдикции и их характеристика

Разумеется, проверки «чистоты» государства будет недостаточно для выбора комфортной налоговой зоны. Потребуется учет и анализ дополнительных аспектов, в числе которых:

Внутреннее законодательство страны, где регистрируется компания – обратить внимание нужно на фискальную политику и актуальные корпоративные нормы.

  • Правовая база государства, на территории которого фактически ведется бизнес и характер деятельности – посмотреть что сказано об осуществлении операций через заграничные предприятия, нужны ли лицензии, разрешения и прочее.

Это важно, потому что все страны, предоставляющие специальные льготы, различаются между собой. Поскольку главная задача субъекта экономических отношений заключается в выборе максимально надежных и удобных условий, налоговое планирование с использованием оффшорных юрисдикций требует тщательного изучения этих отличий.

Обратить внимание нужно на следующие основания:

  1. система налогообложения – относится ли страна к низконалоговым территориям (до 10% на прибыль) или не предусматривает государственные сборы в принципе (только
  2. фиксированные ежегодные платежи, независящие от размера дохода);
  3. конфиденциальность – открыл ли перечень зарегистрированных фирм и учредителей для общего доступа или закрыт (есть страны, которые не требуют вносить информацию об акционерах в принципе);
  4. географическое положение – островные и центральноамериканские, европейские, небольшие административно-территориальные единицы;
    отчетность – страны, обязывающие предоставлять бухгалтерские и налоговые документы и не выдвигающие таких требований.

Оффшорные юрисдикции, в зависимости от условий, которые они предлагают для компаний, делятся на следующие виды:

Классические

Страны, относящиеся к этой группе, предусматривают полное освобождение от государственных сборов. Условие одно – фирмы должны получать доход не за счет местных источников. Такой регистрацией занимаются небольшие островные государства (Британские Виргинские Острова, а также Кайманы, Багамы, Доминикана, Сейшелы и другие).

Респектабельные

Сюда могут входить как отдельные страны, так и внутренние территории. Например, в США есть штат Делавэр.

Здесь предусмотрены самые удобные условия регистрации компаний – зарегистрировать можно LLC (общество с ограниченной ответственностью) или Корпорацию, при этом стоимость процедуры минимальна  (купить фирму можно всего за 650$).

Также в число респектабельных юрисдикций входят отдельные страны, в которых ставка налога высокая, но существуют выгодные режимы налогообложения: Великобритания, Австрия, Нидерланды и другие.

Низконалоговые

Компании, зарегистрированные в таких зонах могут пользоваться преимуществами договоров об избежании обложения одинаковыми налогами в нескольких государствах одновременно. Они являются резидентами в стране регистрации, платят обязательные взносы, ведут бухгалтерию, по итогам деятельности сдают отчеты.

При этом такие юрисдикции для учредителей, которые не являются гражданами страны, снижают ставки по налогам с бизнеса, ведущегося вне территории регистрации фирмы. Среди государств (специальных административных районов), предлагающих подобные схемы находятся Болгария, Эстония, Кипр, Гонконг, Сингапур.

Сравнение оффшорных юрисдикций

Итак, у нас есть три вида юрисдикций, которые предполагают льготы, налоговые послабления и прочие приятные мелочи, делающие деятельность более прибыльной. Классические оффшоры кажутся максимально выгодными – здесь гарантируется высокий уровень конфиденциальности, а стоимость компании предельно низкая. С другой стороны, респектабельные страны.

Они входят в международные союзы, пользуются авторитетом и вообще кажутся более надежными. Третий вариант – низконалоговые зоны, которые и вовсе оффшорами не считаются.

Что лучше выбрать? Рассмотрим преимущества и недостатки каждой из систем.

Страны с нулевыми налогами (классические)

Несомненное преимущество – низкая стоимость компании. Помимо невысокой стартовой цены, ежегодное содержание тоже не предполагает особых затрат. Местное законодательство гарантирует высокую степень защиты данных об учредителях и бенефициарах, требования об обязательном предоставлении отчетности не выдвигаются.

Но не все так безоблачно, как может показаться сначала. Во-первых, со странами, которые входят в число классических оффшоров, не заключают соглашения об избежании двойного налогообложения.

Это значит, что налоги придется платить в двух разных государствах – с одного плательщица, объекта, за один период. Во-вторых, респектабельные банки и иностранные партнеры не доверяют фирмам, расположенным в этих странах.

Негативный имидж подкрепляется и тем, что национальные «черные списки» регулярно включают эти зоны в число неблагонадежных.

Платить меньше или иметь возможность попасть под санкции – решать вам.

Респектабельные оффшоры

Если вы выберете правильную схему регистрации и наиболее подходящую по налогам

страну, можно получить больше выгод, чем в странах с нулевыми ставками по обязательным взносам.

С другой стороны, здесь возможны проблемы с конфиденциальностью – несмотря на то, что государства предоставляют гарантии сокрытия информации, большинство из них подписало конвенции и иные нормативные акты, обязывающими в отдельных ситуациях раскрывать данные клиентов, информацию об учредителях и пр.

С другой стороны, ряд стран разработал дополнительные меры по защите конфиденциальности. Например, Швейцария, несмотря на соблюдение всех международных норм и обязательств, считается самой надежной страной. Здесь информацию не передают ни другим государствам, ни сторонним компаниям.

Недостаток – обязанность представлять финансовые отчеты.

Низконалоговые юрисдикции

Надежность, защита от санкций – в зонах с особыми условиями налогообложения размещать компании удобно и безопасно. По сути, фирмы являются субъектами права, равными другим организациям, но с более низкими налогами.

Степень доверия к компаниям, зарегистрированным в этих зонах высокая.

При определенных обстоятельствах недостатком может быть отсутствие возможности сокрытия информации об учредителях, но если вести исключительно «чистую» деятельность, проблем не возникнет.

Список оффшорных юрисдикций

Помимо международных «черных списков», многие государства составляют национальные.

В России такой перечень был определен Министерством финансов в 2007 г. С тех пор он претерпел изменения – ряд стран, входивших в него изначально, исключили, а некоторые добавили.

К государствам, которые доказали свою благонадежность, относится Республика Кипр. Она перестала считаться оффшором с 1 января 2013 года. Кстати, соответствие острова общепринятым налоговым стандартам признано на мировом уровне: республика вошла в «белый список» многих международных организаций, в том числе, ОЭСР.

В целом, перечень оффшоров, признанных таковыми нашей страной, состоит из 42 государств и специальных административных районов. К самым знаменитым относятся:

  1. Гибралтар
  2. Британские Виргинские Острова
  3. Специальные административные районы Китая (Макао, Гонконг)
  4. Лихтенштейн
  5. Панама
  6. Нормандские о-ва
  7. Сейшельские о-ва
  8. Монако
  9. Мальта

В заключение

Система налогообложения в оффшорных юрисдикциях позволяет оптимизировать выплату обязательных государственных взносов, а регистрация компании в респектабельной зоне будет способствовать повышению престижа фирмы.

  • Кроме того, законодательство ряда государств упрощает процедуру получения гражданства для тех лиц, которые имеют организации, зарегистрированные на территории страны.

Эти и другие преимущества делают оффшорные юрисдикции привлекательными для многих предпринимателей, помогая развивать бизнес и открывая новые перспективы. Главное – соблюдать закон и выбирать максимально прозрачные схемы осуществления деятельности.

Всероссийский налоговый диктант 2021 ответы на вопросы

Всероссийский налоговый диктант – это просветительская образовательная акция в онлайн-формате, которую проводит в 2021 году Федеральной налоговой службы. Цель диктанта — популяризация налогового законодательства.

В юрисдикции какого государства находится решение данного вопроса, связанного с уплатой налогов онлайн

Всероссийский налоговый диктант 2021

Всероссийский налоговый диктант — это очередная инициатива Федеральной налоговой службы, целью которой является не только проверка знаний, но и повышение Вашей налоговой грамотности.
Акция проходит с 17 по 30 мая 2021 года.

Чтобы принять участие в Всероссийском налоговом диктанте, необходимо зарегистрироваться на сайте taxdictation.ru и только после входа в личный кабинет можно приступить к ответам на вопросы.

Зачкм вам проходить этот диктант? Знание основ налогообложения поможет Вам разумно и ответственно относиться к налогам, не только их своевременно платить, но и получать установленные законом льготы и налоговые вычеты. Налоговая грамотность является необходимым качеством для жизни в современном обществе.

Ответы на Всероссийский налоговый диктант

Диктант состоит из 35 вопросов, на решение которых даётся 60 минут. Чтобы выбрать правильный ответ не нужно досконально знать Налоговый кодекс, так как к каждому вопросу дано четыре варианта ответа, среди которых только один вариант правильный, его можно выбрать логическим путём, без определённых знаний.

Читайте также:  В каком размере требуется произвести взносы ИП

В юрисдикции какого государства находится решение данного вопроса, связанного с уплатой налогов онлайн

Вопрос 1/35

Кто в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязан платить законно установленные налоги и сборы?

  • каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы
  • граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет
  • налоговые резиденты Российской Федерации
  • все работающие на территории Российской Федерации

Наш ответ: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы

В соответствии с Конституции Российской Федерации, статья 57, Каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Вопрос 2/35

В чьем ведении находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации?

  • Федеральной налоговой службы
  • Президента Российской Федерации
  • Государственной Думы Российской Федерации
  • в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Наш ответ: в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Вопрос 3/35

В чью пользу по общему правилу толкуются все неустранимые сомнения актов законодательства о налогах и сборах?

  • в пользу налоговых органов
  • в пользу налогоплательщика и плательщика сборов
  • в пользу Российской Федерации
  • в пользу государственных органов

Наш ответ: в пользу налогоплательщика и плательщика сборов

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента). (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ). Статья 4. Нормативные правовые акты…

Вопрос 4/35

Акты законодательства о налогах и сборах НЕ имеют обратной силы, если устанавливают:

  • новые налоги
  • дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • новые обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение
  • устраняющие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Наш ответ: новые налоги

В соответствии с конституционным принципом в п. 2 ст.

5 НК РФ установлено, что обратной силы не имеют следующие акты законодательства РФ о налогах и сборах: устанавливающие новые налоги и сборы; повышающие налоговые ставки; устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения; устанавливающие новые обязанности; иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Вопрос 5/35

Законы о налогах и сборах имеют обратную силу в том случае, если:

  • устанавливают новые сборы
  • повышают налоговые ставки
  • устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков
  • устанавливают новые обязанности налогоплательщиков

Наш ответ: устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков

Статья 5 Кодекса упоминает гарантии при установлении порядка действия актов законодательства о налогах и сборах во времени: акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Вопрос 6/35

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог – это:

  • обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц
  • добровольный платеж граждан в бюджет Российской Федерации
  • ежемесячный платеж с полученных доходов каждого в бюджетную систему Российской Федерации
  • принудительное взимание денежных средств в пользу государства

Наш ответ: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц

НК РФ Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов. 1.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вопрос 7/35

Какими правами обладает налогоплательщик?

  • получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах
  • получать скидку при досрочной уплате налогов
  • не становится на учет в налоговом органе
  • оплачивать налоги в любой валюте

Наш ответ: получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах

1.

Налогоплательщики имеют право: 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения.

Вопрос 8/35

Налоговый орган в отношении индивидуального предпринимателя имеет право:

  • устанавливать индивидуальные налоговые ставки для конкретного налогоплательщика
  • вводить персональные сборы
  • предоставлять скидки по налогам и сборам для добросовестных налогоплательщиков
  • проводить налоговые проверки

Наш ответ: проводить налоговые проверки

Налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку деятельности индивидуального предпринимателя. Но такое мероприятие налогового контроля, как правило, проводится в редких случаях.

Вопрос 9/35

С какого возраста начинается налоговая правоспособность?

  • с 14 лет
  • с момента рождения
  • с 16 лет
  • с момента появления в собственности или на иных правах объектов налогообложения

Наш ответ: с момента рождения

Налоговая правоспособность возникает у физического лица с момента рождения, это неоднократно отмечалось в юридической литературе.[8; 235с.] Однако налоговая правоспособность физического лица не имеет никакого смысла, если она не может быть реализована.

Вопрос 10/35

С какого момента начинается налоговая правоспособность организации?

  • с момента получения первого дохода
  • со дня постановки на налоговый учет в налоговой инспекции
  • с момента государственной регистрации
  • с даты подачи заявления о государственной регистрации юридического лица при создании

Наш ответ: с момента государственной регистрации

Ст. 49 и 51 Гражданского кодекса (часть первая) закрепляет гражданскую правоспособность и дееспособность юридического лица, которая приобретается им с момента государственной регистрации. Следует отметить, что налоговая правосубъктность возникает у организации с момента её постановки на налоговый учет.

Вопрос 11/35

Гражданин занимается предпринимательской деятельностью на международном уровне. По роду своей деятельности часто находится за границей, а на территорию РФ прилетает несколько раз в году. Сколько дней ему необходимо быть на территории России, чтобы остаться ее налоговым резидентом?

  • не менее 183 календарных дней
  • не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев
  • не менее 183 календарных дней в течение календарного года
  • не менее 183 календарных дней в течение налогового периода

Наш ответ: не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

Согласно пункту 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Вопрос 12/35

Школьник, с согласия родителей в свободное время ведет видео блог и получает доход от своей деятельности. С какого возраста он может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений?

  • с 14 лет
  • с 16 лет
  • с 18 лет
  • с момента начала трудовой деятельности

Наш ответ: с 16 лет

Административная ответственность может наступать при достижении возраста шестнадцати лет (статья 2.3. КоАП РФ).

Вопрос 13/35

В организации с 1 июля 2019 г. принят на работу гражданин Таджикистана. На территорию Российской Федерации он приехал 24 июня 2019 г.

По согласованию с руководством он отсутствовал 2 недели в августе (с 1 по 14 августа 2019 г.), в сентябре (с 10 сентября по 2 октября) – улетал на родину по семейным обстоятельствам.

Какого числа гражданин Таджикистана станет резидентом Российской Федерации?

  • с 01.01.2020

Цифровые вызовы и справедливость налогов | Степнов | Цифровое право

Повышение налоговой определенности деятельности виртуальных компаний становится все более востребованной в современном мире необходимостью.

Перемещение самих сделок в виртуальную среду, возрастание доли нематериальных активов в конечном потреблении, глобальные возможности кооперации и логистики стали символами обновления международной торговли.

Прогнозный объем международной торговли на 2020 год по данным PwC1 — 7 трлн долларов США, включая глобальные сервисы, несмотря на утверждение, что глобализация приобретает признаки застоя — “slowbalisation”.

Следует обратить внимание, что расширение деятельности транснациональных корпораций (глобальных цифровых платформ) не усилило конкуренцию, а, наоборот, еще больше усилило концентрацию капитала, теперь уже цифрового, в двух странах: США и Китае, на долю которых, согласно исследованиям ООН2, приходится 75% всех патентов, связанных с технологиями блокчейн, 50% мировых расходов на интернет вещей и более 75% мирового рынка открытых технологий облачных вычислений. При этом существенно возрастает рыночная капитализация цифровых платформ, территориально находящихся в юрисдикции этих государств (90% рыночной капитализации 70 крупнейших цифровых платформ мира). Доля цифровых платформ в юрисдикции европейских стран составляет 4%, а Африки и Латинской Америки в совокупности — всего 1%3.

Посредством онлайн-торговли цифровые платформы глубоко проникли во все сферы общества, разрушая рынки, трудовые отношения и институты, преобразуя при этом и социальные отношения, ставшие предметом извлечения дохода (например, такие явления, как нативная реклама и стрим, как новые способы подачи информации).

Учитывая, что налоговая политика неразрывно связана с политическими процессами и управлением государством, следует обратить внимание, что динамичное развитие платформ влияет на саму суть демократических процессов и политических связей (Dijck, 2019).

Проблемы цифровых платформ активно нарастают в течение последних трех лет: дезинформация, фейковые новости, множество нарушений конфиденциальности и утечек информации характеризуют социальные сети, не давая ответа на вопрос, кто должен быть ответственным за закрепление ценностей общества на таких платформах.

Политическое влияние цифровых платформ оказывает воздействие на формирование общественного мнения по вопросу собираемости налогов и приводит к формированию общественного лоббирования интересов глобальных компаний.

Десятилетие платформенной эйфории, в котором технологические компании оказались победителями, завершается обвинениями в уклонении от уплаты налогов, нарушении справедливости трудового законодательства, отказе от вложений в развитие инфраструктуры государств, содержащих основных потребителей цифровых платформ.

Каким образом гражданам таких государств защищать целостность своей страны, находясь при этом в зависимости от экосистемы платформ, архитектура которых основана на коммерческих ценностях, становится одним из ключевых вопросов (Dijck, 2019).

Читайте также:  Могут ли при долге по займу предъявить обвинение по УК РФ

Ответ на него пока остается открытым, а система налогообложения таких государств оказывается одним из инструментов, возвращающих справедливость, в том числе и экономическую.

Актуальность справедливого налогообложения и распределения доходов подтверждается тем, что уже почти считается доказанным тезис о том, что одновременно цифровизация и глобализация снижают способность правительств собирать налоги (Neumanna, Holmana, Almb, 2009).

Тем не менее это не так, несмотря на то что ряд правительств активно использует возможности получения дополнительного дохода за счет «налоговой конкуренции» как привлекательности той или иной юрисдикции (Neumanna et al., 2009).

Но оппортунистическую модель поведения исповедуют и крупные компании, оптимизируя налоговые выплаты, с одной стороны, и используя переговоры в ВТО для того, чтобы избежать уплаты налогов на территориях продаж (Cheng & Brandi, 2019), рассуждая в целом о мировом экономическом пространстве (James, 2019).

В качестве предмета торга часто выступают и налоговые преференции для трансграничной торговли (Agrawal & Mardancde, 2019). Следует также обратить внимание, что наработанные приемы и методы деятельности крупных компаний в офшорах начинают активно использовать и для виртуальной реальности, показывая еще большую эффективность налогового планирования.

Тем не менее ключевая налоговая проблема сформулирована достаточно однозначно в связи с тем, как цифровые форматы коренным образом меняют взаимодействие государства и бизнеса на территории физического присутствия международной компании.

Она заключается в размывании налоговой базы из-за сокращения объема прибыли, размер которой становится все меньше и меньше в отчетных документах регионов присутствия транснациональных компаний (так называемая «эрозия прибыли» и борьба с ней4).

Сокращение прибыли приводит к пониманию необходимости установления обременительного права на доходы от трансграничной деятельности в эпоху цифровых технологий.

Налог на добавленную стоимость (VAT/GST/ HST) представляет на сегодня меньшую угрозу, после того как были приняты базовые принципы в трансфертном ценообразовании и разработке механизма MOSS5 и разработаны рекомендации по применению правила вытянутой руки (ALP) в трансфертном ценообразовании.

Прямым следствием цифровизации становится возрастание налоговых рисков, связанных с уклонением от уплаты налогов. Этот процесс может актуализироваться как объективно в цифровой среде (из-за отсутствия платежного механизма), так и субъективно как сознательное уклонение от уплаты налогов компаниями, сознательно пользующимися несовершенством налоговых механизмов.

Эта проблема становится реальной угрозой поступлениям в бюджеты государств в связи с возможностью ведения бизнеса без регистрации и фактического присутствия в стране, при ведении деятельности, создающей добавленную стоимость и обеспечивающей получение прибыли.

Проблема заключается в том, что цифровая хозяйственная деятельность часто не отличается прозрачностью и трудно контролируется (Kirova et al., 2019).

В соответствии с этим очень важен опыт европейского подхода, который направлен на выработку принципов, снижающих (и в перспективе исключающих) количество споров и двойственных толкований. Этот подход характеризуется запуском модели переговоров, закрепляющих многоуровневость расчетов с возможностью последующего уточнения6.

Из всех возможных вариантов ОЭСР сосредоточилась на формульном варианте, ориентированном на вычисление остаточной (с точки зрения страны, в которой находятся потребители) прибыли, определяя базовую величину и ее возможную корректировку.

Процедура корректировки, с одной стороны, признает, что формула не является единственно верным расчетом, но, с другой стороны, обеспечивает возможность ведения переговоров.

Европейский Pillar One7 базируется на распределении прав налогообложения между юрисдикциями, учете особенностей международной налоговой системы (включая применимость принципа вытянутой руки), многостороннем налоговом сотрудничестве; исключении односторонних мер отдельных правительств и интенсивном политическом давлении на цифровые транснациональные корпорации.

На сегодня наиболее существенным является установление определяющих принципов, позволяющих восстановить справедливость налогообложения в цифровой среде.

Поэтому целью данной публикации является установление понимания того, какими принципами должны руководствоваться правительства и модернизируемые налоговые системы на цифровых рынках, чтобы обеспечить стабильность бюджета, с одной стороны, и справедливость взимания налогов — с другой.

Методология исследования

Используемая методология данного исследования направлена на оценку потенциального влияния цифровых вызовов на налоговую систему в целом, а в частности — на справедливость налогового бремени.

Переход от модели, в которой налогоплательщики всей цепочки добавленной стоимости находились на территории одного государства (от поставщиков сырья, переработки, каналов распределения и конечного потребления), к модели глобального размещения цепочки участников может как сохранить хорошо уживавшиеся вместе такие налоги, как налог на природные ресурсы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, так и изменить их содержание и сущность. Налоги, подверженные цифровым угрозам, — это прежде всего налоги на прибыль и налоги на созданную стоимость. Но даже в перспективе классические понятия обязательных элементов налога, таких как «объект налогообложения», «налоговая база», «налоговые ставки» и т. п., не будут меняться, хотя механизм их формирования будет радикально адаптироваться под условия цифровой реальности.

Поэтому нами в качестве методологии исследования выбран компаративный анализ влияния цифровых вызовов не на сами налоги, не на базовые категории (объект, или налоговая база, или ставки налогообложения), а на принципы налогообложения. В качестве ключевой предпосылки было выдвинуто следующее утверждение: сохранение базовых принципов ведет к сохранению устойчивости налоговой системы, а пересмотр принципов ведет к необходимости ее модернизации.

Кроме того, важным методологическим аспектом понимания происходящих процессов перераспределения налоговых прав (прав требований исполнения налоговых платежей) является необходимость регламентации.

И такая регламентация (особенно в процессе широкого обсуждения и формирования договоренностей) должна базироваться на единстве подходов, сформулированных в базовых положениях, позволяющих найти консенсус между большинством участников налогового взаимодействия.

Не подлежит сомнению широкая известность принципов А.

Смита, универсальность которых востребована до сих пор: принцип справедливости (постоянная уплата налогов в соответствии с доходом); принцип определенности; принцип удобства для налогоплательщика; принцип экономичности взимания.

Диспропорции в распределении дохода, нарастающее неравенство во всем мире, сверхдоходы цифровых рантье (Stepnov & Kovalchuk, 2018) позволили на современном этапе сделать вывод о майорате принципа справедливости при сохранении и дополнении остальных принципов.

Иначе говоря, основным методологическим приемом в дальнейшем исследовании был выбран следующий: если негативное влияние цифровых вызовов таково, что выбранные меры по преодолению такого влияния не противоречат принципу справедливости, то такие меры могут включаться в комплекс обсуждаемых рекомендаций при их непротиворечивости остальным принципам, в противном случае данная мера исключается из дальнейшего обсуждения. Например, различные преференции приводят к несправедливому распределению бремени налоговой нагрузки, и, следовательно, они должны применяться в исключительно редких случаях. При этом следует помнить о том, что прямым следствием справедливости является принцип равенства (часто рассматриваемый как самостоятельный принцип), который реализуется в двух направлениях: или соответствия выгод налогоплательщика уплачиваемым налогам, когда структура расходов бюджета увязана с налогообложением, или второй, более распространенный в мировой практике, подход, направленный на учет платежеспособности налогоплательщика.

Дискуссия о влиянии цифровых проблем на справедливость налогообложения

Дискуссия отражает и обобщает реакцию налоговых систем и цифровых корпораций на известные цифровые вызовы, связанные с налоговым обременением деятельности в рамках бизнес-модели в виртуальной среде, являющейся трансграничной. Совершенно очевидно, что в одной статье невозможно охватить все проявления цифровизации экономики, поэтому данный перечень является значимым для исследования, но не всеобъемлющим.

Двойное налогообложение: классификация дохода

Подавляющее большинство Договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с другими государствами, составлены на основании Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения и многие их условия являются фактически типовыми.

Категории доходов

С точки зрения «типового» или усредненного договора об избежании двойного налогообложения, доходы можно разделить на следующие категории:

1. Доходы, облагаемые налогом только в том государстве, где доход возник (получен).

Например: доходы от независимых личных услуг или от работы по найму – как правило, облагаются именно в том государстве, где возникли и освобождаются от налогообложения в том государстве, где человек является налоговым резидентом.

2.  Доходы, облагаемые налогом только в том государстве, чьим налоговым резидентом является человек.

Это такие доходы, как, например, проценты по долговым обязательствам.

Если российская компания выплачивает доход в виде процентов по займу налоговому резиденту США, то в России налог с этих процентов – не платится, только в США.

И наоборот это правило тоже работает: если американская компания выплачивает проценты налоговому резиденту России, то в США с этих процентов налог не платится – только в России

3. Доходы, облагаемые налогом в обоих государствах, но с зачетом

В этом случае налог, уплаченный с дохода, полученного в одном государстве, уплачивается и в другом. Но сумма уплаченного налога в первом государстве засчитывается (полностью или частично) в счет уплаты налога в другом государстве, т.е. налоговый платеж во втором государстве уменьшается на сумму уплаченного в первом государстве налога. Как правило, такими доходами являются дивиденды.

4. Доходы, облагаемые налогом в обоих государствах БЕЗ зачета.

Очень часто это «прочие доходы», отдельно не поименованные в самом ДИДНе. В частности, выигрыш в лотерею. Если, например, россиянин выиграл в лотерею в Испании, то он заплатит налог в Испании со всей суммы выигрыша, а потом еще и в России – и тоже со всей суммы выигрыша, без учета суммы налога, уплаченной в Испании.

Важно знать

  • Во-первых, понять, получен ли доход из государства, с которым у России есть ДИДН;
  • Во-вторых, понять, какое правило налогообложения именного этого дохода установлено именно этим (а не «типовым») ДИДНом.
  • Только тогда можно правильно заплатить налоги.

Если у вас возникли проблемы или вопросы, связанные с налогообложением, то вы всегда можете их задать на бесплатной консультации нашим специалистам.

Переходите по ссылке, выбирайте эксперта и удобное для вас время. Мы обязательно поможем вам.

Читайте по теме:

Онлайн консультирование

Вернуться в раздел «Проблемы с налоговой»

Роковая декларация: как правильно платить налоги, если живешь на две страны

Большинство успешных предпринимателей уже много лет живут, как правило, сразу на несколько стран. Одна страна — это родина, где они ведут бизнес и имеют уже глубоко вросшие корни, будем считать, что это Россия.

А вторая страна — та, где они хотели бы жить, — по причине лучшего климата, например, наличия моря и большого количества теплых и солнечных дней в году, более качественных продуктов питания и лучшего образования для детей.

Читайте также:  Где можно взять деньги на хороших условиях

Важным фактором является пресловутая «политическая безопасность» — удаленность от российских границ.

Все это является важным стимулом или даже бонусом за изматывающий и зачастую связанный с большими рисками рабочий ритм в России. Но, следуя внутренним желаниям, многие из предпринимателей не задумываются о том, к каким финансовым последствиям может привести жизнь в другой стране.

В налоговой практике есть понятие «центр жизненных интересов». Это метод определения законной страны проживания физического лица для прояснения его налогового резидентства и, соответственно, применения соответствующего налогового законодательства к его доходам и имуществу по всему миру.

Если человек имеет дома в двух странах, постоянное место жительства может быть классифицировано как центр жизненных интересов, который определяется по месту нахождения жилья (оно может быть как собственным, так и арендованным), проживания семьи или ведения бизнеса.

Если семья и бизнес находятся в разных странах, то необходимо обращаться к законодательству об избежании двойного налогообложения между этими странами, чтобы определить, где доминируют личные и деловые интересы.

Нередко это становится предметом спора между двумя государствами, которые хотят взыскивать налоги с большего числа людей, имеющих интересы на их территории. В результате может оказаться так, что предприниматель будет вынужден платить налоги в обеих странах.

Битва за налоги

Все страны мира бьются за увеличение налоговых поступлений. Экономический кризис 2008 года запустил и ускорил новый виток в эволюции финансового мира.

В 2010 году в США был принят закон FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act).

Его цель — воспрепятствовать уклонению от уплаты налогов физических и юридических лиц (американских налоговых резидентов), работающих или проживающих на территории других стран.

Нужная информация выявляется госорганами через соответствующие финансовые институты. Опыт FATCA был признан успешным, и в 2012 году в ответ на запрос G20 начал разрабатываться аналогичный закон для стран ОЭСР.

Появилась необходимость в создании единых стандартов обмена финансовой информацией для налоговых целей по всему миру, и эти стандарты были обозначены аббревиатурой CRS (Common Reporting Standard).

С 2014 года закон вступил в силу, и на сегодняшний день он охватывает более 100 стран — участников автоматического обмена информацией.

Преимущества финансовой тайны, которые привлекали клиентов со всего мира в банки Швейцарии, Лихтенштейна, Гонконга, Сингапура, ОАЭ и других стран, исчезли всего за пару лет. Реализация новых стандартов мощным грузом легла на плечи банков. Они были вынуждены активно наращивать так называемые compliance-департаменты, которые следят за соблюдением требований по благонадёжности клиентов.

Новый закон вызывал много вопросов у юристов. Нужно было понять, какие новые банковские формы и стандарты учета потребуются для работы с клиентами, чтобы ответить на главный вопрос, связанный со стандартами ОЭСР, — с какой страной обмениваться информацией.

 До появления этих стандартов вопрос налогового резидентства не был острым, и многие клиенты, как и сами банки, зачастую определяли его просто по паспорту при открытии счета. Клиент подписывал бумагу, в которой подтверждал, что он сам несет ответственность за уплату налогов в стране своего резидентства, и этого было достаточно.

Теперь банки совершенно иначе относятся к заявителям, чье налоговое резидентство по разным причинам вызывает у них сомнение.

Спорное гражданство

Несколько лет назад компании, оказывающие услуги по получению второго гражданства, начали проявлять повышенную активность. Их рекламные буклеты призывают людей получать гражданство в обмен на инвестиции, чтобы в будущем свободно в безвизовом режиме перемещаться по миру.

Реальной причиной этой активности было появление стандартов автоматического обмена информацией.

Существуют страны, которые продают резидентство в обмен на инвестиции и участвуют в автоматическом обмене, но сами при этом информацию не получают. Это так называемая «добровольная тайна».

Просто предоставив паспорт другого государства в свой банк, клиент добьется того, что финансовая информация будет уходить куда-то на острова, то есть останется в тайне.

Некоторые клиенты банков прельстились этим вариантом, но все оказалось не так просто. В начале этого года ОЭСР приступила к проведению консультаций под названием «Предотвращение злоупотребления жильем в рамках инвестиционных схем в обход CRS».

Написанный в 2014 году году закон имел множество юридических лазеек, позволяющих злоупотреблять схемами получения вида на жительство или гражданства с целью избежания автоматического обмена финансовой информацией. Уже сейчас существует множество рекомендаций для банков, которые проясняют, на какие моменты стоит обращать внимание при определении страны резидентства клиентов.

Паспорт теперь не является достаточным основанием. Банк учитывают даже такие детали, как страна регистрации сотового телефона, который используется для коммуникации с банком, и в какой стране клиент чаще всего пользуется банковскими услугами. Возможно, в скором будущем банки будут смотреть на IP-адреса стран, с которых клиенты чаще всего заходят в интернет-банк.

Даже сам факт смены резидентства по инвестиционной программе может вызвать вопросы. В конце концов, банк, чтобы снять с себя риски, может сообщить о клиенте в обе страны, резидентом которых, как ему кажется, может быть его клиент. На эти тонкости стоит обращать внимание и поддерживать регулярную коммуникацию с банком, чтобы не иметь неожиданных проблем в будущем.

Размеры налогов в большинстве стран Европы в разы превышают российские, а уклонение от их уплаты зачастую обходится еще дороже. Сюрпризом может оказаться и то, что за выход из налогового резидентства в некоторых европейских странах также нужно платить определенный процент от суммы ранее уплаченных налогов.Таким образом, риски для бизнеса только выросли.

Какой есть выход из этой ситуации? Во-первых, необходимо внимательно отнестись к вопросу налогового резидентства с момента определения своего статуса по CRS в банках и внимательно изучить законодательство об избежании двойного налогообложения между теми странами, в которых есть хоть какие-то жизненные интересы.

Во-вторых, не стоит пытаться решать проблемы с помощью простой покупки офшорных паспортов: это дело недешевое, да и, пожалуй, не самое эффективное (если, конечно, вы не решили бросить все и уехать жить на острова).

Некоторые страны Европы предлагают в целом легальные и выгодные с точки зрения налогового планирования программы проживания на своей территории, главное — правильно и вовремя ими воспользоваться.

И не стоит забывать, что аналогичные программы начала разрабатывать и Россия.

Виды юрисдикций: классические оффшорные юрисдикции, низконалоговые юрисдикции и престижные юрисдикции

С точки зрения налоговой нагрузки и общего правового регулирования, иностранные компании можно условно разделить на три категории по месту их создания:

Ниже более подробно описаны основные характеристики каждого вида юрисдикций:

1. К первой категории относятся «классические оффшоры»

Основным преимуществом таких компаний является отсутствие необходимости вести и подавать бухгалтерскую отчетность, платить налоги.

Как правило, эти компании освобождены от уплаты налогов на условии, что они не ведут свою деятельность на территории страны регистрации (однако, Британские Виргинские острова, которые являются одним из наиболее ярких примеров оффшорной юрисдикции, с 2006 года сняли такое ограничение).

Одним из условий продления срока нахождения компании в реестре является уплата фиксированной пошлины, которая заменяет собой налогообложение. Размер такой пошлины может варьироваться в зависимости от юрисдикции, и, как правило, составляет 100-350 USD в год.

Государственные органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, не ведут реестры директоров и акционеров компаний и, соответственно, возможность получения третьими лицами информации о структуре компании минимальна. Это обеспечивает максимальную конфиденциальность.

Основные недостатки классических оффшорных юрисдикций:

  1. Отсутствие или неприменимость Соглашений об избежании двойного налогообложения, что существенно ограничивает использование компаний в классических оффшорах в случаях, когда предполагаются выплаты дивидендов, процентов по долговым обязательствам, а также в некоторых иных случаях.

    В связи с этим нежелательно использовать в комплексных финансовых схемах исключительно классические оффшорные юрисдикции.

  2. Большинство классических оффшоров внесено в так называемые «черные» списки Российской Федерации и международных сообществ (ОЭСР, ФАТФ).

    В связи с этим налоговые органы ряда стран могут применять процедуры повышенного контроля к крупным сделкам с такими юрисдикциями. В частности, российские резиденты обязаны сообщать налоговым органам обо всех сделках с оффшорными компаниями, совершенными на сумму более 60 млн.

    рублей за год (данное правило действует не во всех случаях, пожалуйста, уточняйте у консультанта, как оно применимо к Вашей сделке).

Примеры классических оффшорных юрисдикций: Британские Виргинские острова (БВО), Белиз, Сейшельские Острова.

2. Ко второй категории можно отнести так называемые «низконалоговые юрисдикции»

Эти страны не имеют специального оффшорного законодательства, и в некоторых из них ставки налогов могут быть существенны, хотя их сложно назвать однозначно высокими.

Положения налогового законодательства этих государств, могут также предусматривать освобождение от налогообложения доходов от отдельных видов деятельности ( в частности, полученных вне места регистрации юридического лица), либо возможность исчислять налоги на такие виды доходов по пониженным ставкам.

В некоторых случаях, с учетом этих правил, налоговая база и, как следствие суммы подлежащих уплате налогов, будут равны нулю. Низконалоговые юрисдикции предусматривают, как правило, обязанность юридических лиц вести и предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность, исчислять и уплачивать налоги.

Как следствие, поддержание таких компаний более трудоемкое и дорогое, в сравнении с классическими оффшорными юрисдикциями.

  • Тем не менее, возможность использовать льготы по Соглашениям об избежании двойного налогообложения зачастую обеспечивает значительную налоговую экономию, которая окупает затраты на создание и поддержание компании из налоговой юрисдикции.
  • Наиболее популярными низконалоговыми юрисдикциями являются: Кипр, Гонконг и Сингапур.

3. К третьей категории относятся так называемые «престижные юрисдикции»

К таким юрисдикциям относят, как правило, юрисдикции Европы и Северной Америки.

Регистрация и содержание компании в таких странах достаточно дороги, а уровень налоговой нагрузки традиционно высокий, однако, приобретение такой компании позволит достойно представлять себя на конкурентном рынке, пользоваться международными соглашениями в области налогообложения и защиты прав и не связано ни с какими ограничениями по «черным спискам». Следует заметить, что зачастую локальное законодательство этих стран содержит налоговые льготы и корпоративные инструменты, использование которых позволяет заметно снизить общую налоговую нагрузку (иногда – до нулевого уровня).

Примеры высоконалоговых престижных юрисдикций: Великобритания, Люксембург, Дания. 

Репатриация валютной выручки: что изменилось?

Юрист налоговой практики юридической фирмы Клифф рассказала о новых правилах валютного контроля.

Как платить налоги при переезде за границу и при возвращении домой?

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Клифф Наталья Кордюкова поделилась четкими рекомендациями и чек-листом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *